Система для автоматического управления экскаваторноавтомобильным комплексом
Ой И(:АЙЙЙ
ИЗОБРЕТЕН Ия (11ii 577 534
Социалистическии
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.08.75 (21); 2168446/24 с присоединением заявки № (23) Г!рноритет—
Я (51) М. Кл.
g 06 Г 15/50
Государстаенный комитет
Соавта )йиниотроа СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 25.10.77. Бюллетень %3. (53) УДК 681.325 (OS8.8 ) (45) Дата опубликования описания 11.11.77 (72) Автор изобретения
Ю. И. Шишов
1
i в (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКСХО УПРАВЛЕНИЯ
ЭКСКАВАТОРНО-АВТОМОБИЛЬНЫМ КОМПЛ ЕКСОМ
Изобретение относится к области автоматизированных систем управления, в частности к системам для автоматизированного управления горно-транспортными работами в карьерах с автомобильным транспортом.
Известно устройство для автоматизированного управления экскаваторно-автомобильным комплексом (1 ), состоящее из индикаторных блоков, блоков суммирования и умножения, блока сравнения, блоков вво- 10 да данных о числе самосвалов для каждого экскаватора, î оестнве руды каждого экю .каватора, необходимом составе усредненной руды и блоков разрешения прохождения сигналов; причем выходы блоков ввода, данных l5 о составе руды для каждого экскаватора и выходы блоков ввода данных о числе самосвалов для каждого экскаватора подключены к соответствующим блокам умножения, выхо-. ды которых подключены к блокам суммирования QO произведений; выходы блоков ввода данных о числе самосвалов через блокиЬазрешення подключены к блтжу суммирования числ самосвал,,выход которого и выход блока суммирования произведений подключены к блоку деления, причем выход блока деления и выход блока ввода данных о необходимом составе усред-ненной руды подключены к блоку сравнения, Однако вышеуказанное устройство, не обеспечивает эффективного управления экскаваторно-автомобильным комплексом я учета
его выработки из-аа отсутствия контроля правильности выполнения водителем самосвала команд устройства управления.
Наиболее близкой к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является система для автоматизированного управления экскаваторно-автомобильным компгексом 12), содержащая блок передачи номера самосвале, блок приема номера самосвала, блок вычисления и учета маршрута, блок сравнения, регистр записи маршрута и блок индикации, причем первый и второй входы и первый и второй выходы блока вычисления и учета маршрута соединены соответственно с выходами блока приема номера самосвала и блока сравнения, с первым входом блока сравнения и входом регистра записи маршрута. первый и второй выходы которого сое577534 дияены соответственно со вторым входом ьпока сравнения и входом блока индикации, Система работает спедуюшим образом.
При получении запроса маршрута от блока передачи номера самосвала блок приема самосвала фиксирует номер самосвапа и передает его в блок управления, который в соответствии с заданной программой вырабатывает маршрут и учитывает !
6 рейс этому самосвалу и экскаватору, к которому он бып направлен в предыдущем рейсе. Выработанный маршрут с помощью блока передачи подается на вход блока приема маршрута, установленного на автосамо15 свапе, запоминается в регистре записи маршрута и подается на блок индикации в кабине самосвала. При поступпении самосвапг к экскаваторуна.,вход блока приема ноМера экскаватора с блока передачи номера экае20 ватора выдается код номера экскаватора, который подается на первый вход схемы срав. нения, на второй вход которой поступает код заданного маршрута с выхода регистра за 5 ниси маршрута. При совпадении сигналов на обоих входах схемы сравнения на ее выходе появляется, сигнал, разрешаюший работу блока передачи номера самосвала. Это .соответствует правильному выполнению за30 . данного, маршрута, и водитель самосвала может запросить следующий маршрут. В случае несовпадения кодов на входах схемы сравнения на вход блока передачи номера самосвала подается запрещаюший сигнал. В
5 результате после нагрузки водитель самосвапа не может поспать запрос и получить новый маршрут следования. При этом рейс, ему не засчитывается.
Однако такая система во-первых, не 40 обеспечивает перераспределение самосвапов,l находяшихся под погрузкой в случае отказа экскаватора, во-вторых, не обеспечивает надежного управления горно-транспортным оборудованием и учета его выработки из за 45 малой надежности устройства контроля правильности выполнения водителем самосва. па команд устройства управления вследствии того, что на каждом самосвале необходимо устанавливать блок приема маршрута, регистр записи маршрута, блок индикации, схе. му сравнения, блок приема номера экскаватора и блок передачи номера самосвала и, в-третьих, не обеспечивает контроль состоя ния экскаваторов — все это не позволяет
55 получить достаточно высокую эффективность удим!!пения экскавслорно- автомобипьным. к!)л!Плексом.
П! пь! и.«бр!тония является новы!пение
»Ц» h !!!1!! . СТИ V! l(Vll Jl<»È ИЯ, ьо
Это достигается тем, что система с<. держит дпя каждого экскаватора приемник-преобразоватепь номера самосвала и датчик контроля состояния экскаватора, соединенные через канал передачи информации по силовой сети с блоком вычиспения и учета маршрута.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы.
Система содержит приемник-преобразователь 1 номера самосвала, датчик контроля 2 состоян.и экскаватора, канал передачи информации по силовой сети 3, блок вычисления и учета маршрута 4, блок 5 передачи номера самосвала, блок приема 6 номера самосвапа, блок сравнения 7, пе« гистр записи 8 маршрута и блок индикации 9.
Система работает следующим образом.
При проезде самосвала мимо приемной антенны, блок приема 6 номера самосвапа фиксирует код номера самосвала от блока передачи 5 номера самосвала и передает
его в блок вычисления и учета маршрута
4, который в соответствии с заданным сменным планом, оперативных данных о состоянии каждого экскаватора (" работает — не работает" ), поступающих с датчика контроля 2 состояния экскаватора, вырабатывает ему маршрут. Выработанный маршрут запоминается в регистре записи 8 маршрута и подается на блок индикации 9, расположенного при въезде в карьер.
При поступлении самосвала к экскаватору на вход приел4ника-преобразователя 1 номера самосвала с блока передачи 5 номера самосвала выдается код номера самосвапа, который через канал передачи информации по силовой сети 3 и блок вычисления и учета маршрута 4 подается на первый вход блока сравнения 7, а на второй вход блока сравнения 7 поступает с первого выхода регистра записи 8 маршрута кода заданного маршрута, От канала передачи информации по силовой сети,3 в блок вычисления и учета маршрута 4 также поступает сигнал с номера экскаватора. При совпадении сигналов на обоих входах блока сравнения 7 на
его выходе появляется сигнап, который поступает на второй вход блока вычисления и учета маршрута 4, который учитывает рейс этому самосвалу и экскаватору. В спучае несовпадения кодов на входах блока сравнения 7, блок вычисления и учета маршрута 4 не учитывает рейс самосвалу.
В случае отказа экскаватора, под r.oãðóçкой у которого находится самосвал, водитель данного самосвапа сам выбирает мар-! нруты к исправному и свободному экскаBald)pv, В ла!!!!: л! сну ио с датчика кч т!» л !
577"34
2 состояния экскаватора через канал пере-. дачи информации по силовой сети 3 в блок вычисления и учета маршрута 4, поступает оигнал о неработоспособности данного экскаватора, а с приемника-преобразователя 1 номера самосвала поступает в блок вычисления и учета маршрута 4 сигнал о номере самосвала, Иодитель самосвала, узнав о поломке экскаватора, сам выбирает маршрут к исправному и свободному экскаватору, С 10 приемника-преобразователя 1 номера самосвала (установленного на экскаваторе, номер которого выбрал в данной ситуации сам водитель), через канал передачи информации по силовой сети 3, в блок вычисления и учета маршрута 4 поступает сигнал о номере самосвала, маршрут которого изменил сам водитель. От аппаратуры канала передачи информации по силовой сети 3, установленной как на неисправном, так и вновь выбранном экскаваторах, в блок вычисления и учета маршрута 4 также поступают сигналы о номерах данных экскаваторов. Блок вычисления и учета маршрута 4, получив вышеперечисленные сигналы, учитывает рейс самосвалу и экскаватору, номер которого выбрал в данйой ситуации сам водитель, Информация о работе экскаваторно-автомобильного комплекса обрабатывается в блоке вычисления и учета маршрута 4 по определенным программам, Наличие на каждом экскаваторе приемника-преобразователя номера самосвала и датчика контроля состояния экскаватора, которые через канал передачи информации по силовой сети соединены с блоком вычисления и учета маршрута, позволяет решить вопрос о перераспределении самосвалов, находящихся под погрузкой,в случае отказа экскаватора, вследствие чего будет повышена эффективность управления экскаваторно-автомобильным комплексом.
Использование автоматического контроля состояния экскаваторов выгодно отличает
45 предлагаемую систему от указанного прототипа, так как при распределении самосвалов к экскаваторам, данная система своевременно учитывает информацию о состоянии каждого экскаватора. По данным отечественной практики экскаваторы на карьере име50 ют в среднем до 4,5 отказов в смену каждый (отказом считается прекращение погрузки на период свыше 6 мин). Только по этой причине в течение смены требуется около сорока раз изменять маршрутыса55 мосвалов к экскаваторам, В результате будут снижены затраты от неоптимального рас пределения самосвалов, что увеличит эффективность управления экскаваторно-автомобильным . комплексом. По данным обследования 44% всех убытков и 28% аварийных простоев экскаваторов на карьерах от неоптимальных действий в системе оперативного управления -вызваны. неполнотой информации и несвоевременностью ее получения. Использовайие автоматического контроля состояния экскаваторов также позволит снизить простои экскаваторов.
Использование на каждом экскаваторе новых элементов — приемника-преобразователя номера самосвала и датчика контроля состояния экскаватора, соединенных через канал передачи информации по силовой сети с блоком вычисления и учета ма ирута— отличает предлагаемую систему от указанного прототипа, так как уменьшается количество применяемой радиоаппаратуры и средств автоматики. B результате будет повышена надежность устройства контроля правильности выполнения водителем самосвапа команд, выдаваемых блоком вычисления и учета маршрута, что увеличит эффективность управления экскаваторно-автомобильным комплексом.
Формула изобретения
Система для автоматического управления экскаваторно-автомобильным комплексом, содержащая блок передачи номера самосвала, блок приема номера самосвала, блок вычисления и учета маршрута, блок сравнения, регистр записи маршрута и блок индикации, причеМ перЬый и второй входы и первый и второй выходы блока вычисления и учета маршрута соединены соответственно с выхсщами блока приема номера самосвала и блока сравнения, с первым входом блока сравнения и входом регистра записи маршрута, первый и второй выходы которого соединены соответственно со вторым входом блока сравнения и входом блока индикации, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности управления, она содержит для каждого экскаватора приемник-преобразователь" номера самосвала и датчик контроля состояния экскаватора, соединенные через канал передачи информации по силовой сети с блоком вычисления и учета маршоута.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
Х 406202, кл. Cj 06 Т" "15/50, 1971, 2. Авторское свидетельство СССР
% 423129, кл. С 06 Г 15 50. 1972 °
577534
Составитель И. Хаэова
Редактор Н. Хлудова Техред И, Климко Корректор М, Дем ик
Закаэ 4186/36 Тираж 818 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5 ю а-а фа an ППП "Патент, „ г. Ужгород ул. Проектная, 4



