Эвольвентная цилиндрическая передача
Союз Советски»
СФЧиамктичаоех раси убпик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ к фетовском свидетельств (и) 559053 (53) Дополнительиое к авт. синд-ву—
{И) Заявлено 13.05.75 (21) 213079/28 (53) М. Кл.
F 16Н 1/04 с присоединением заявки ¹â€” йсудвфетеааей «eww ваа 1 р» {46) Дата опубликовании описаииа 10.12.77 (53) УДК 621.823.! (088.8) (72} Авторы . изобретения Г. А. Иванов а В. П. Прохоров (7!) Заявитель Московский станкоинструментальный ииеттгтут () Ц Л Контактные напряжения иа активных поверхностях зубьев колес являются переменными в npollxce зацепления в зоне однородного контакта, обусяавливая тем самым неравномерный износ этих поверхностей, а следовательно, потерю кинематической точности передачи ио мере износа активных поверхностей зубьев колес и снижение работоспособности передачи. Цель изобретения — повынюиие работоспособ1о > и KMHe o передачи. Это достигается за счет того, что ширина зубчатого венца выполнена изменяющейся в радиальном направлении о зависимости Ь г г ытт Ос 2 Ь4 (О 91гтос r,i — радиус начального. цилиндра i-ro колеса; Изобретение относится к машиностроению. Известна эвольвентная цилиндрическая передаа с параллельным расположением осей, содержащая два зубчатых колеса. Эта передача находит широкое применение, однако она не обеспечивает равномерности нагрузки по высоте зуба. Известна также эвольвентная цилиндрическая передача, содержащая два зацепляющихся одно с другим колеса с переменной шириной зубчатых венцов, торцовые поверхности которых выполнены симметричными относительно средней плоскости колес. где i = 1,2 — индекс, совпадающий с номером колеса, для которого определяется ширина зубчатого венца; bw — ширина зубчатого венца колес передачи на начальном цилиндре; a — угол зацепления; ач — межосевое расстояние; r; — радиус соосного цнлнндра i-го колеса. на котором определяется ширина зубчатого венца. На фнг. 1 приведено осевое сечение зубьев передачи; на фнг. 2 — схема зацепления двух колес с осями вращения 0> и 0; на фнг. 3 первоначаль559053 ? Ю 1 И/2 Ь-( (g „5 P1=г 5(НoC,+ Р 3y = I" ° 5437 ОГ, + 0 6„-оаз $ = + 1" - 51 и oC, + Ъ1И о4, + Рпр (ь 1 а,„ С з ный торцовый профиль активной поверхности зуба колеса и изношенный профиль активной поверхности зуба того же колеса. Описываемая передача состоит иэ колес 1 и 2. Торцовые поверхности зубчатых венцов ограничены где i 1,2 — индекс, совпадающий с номером колеса; . Ьцд — ширина зубчатого венца колес передачи на начальных цилиндрах; гд,, — радиус начального цилиндра i-ro колеса, а — утоп зацепления;. ацд — межосевое расстояние; r. — радиус соосного цилиндра i-ro колеса, 1 на котором определяется ширина зубчатого венца. Контактные напряжения смятия Й „равны At) где г . соэ с — равнодействующая W4 распределенной нагрузки по контактной линии, вымсленная беэ учета трения для зоны однопарного зацепления; Š— приведенный модуль упругости; Р1. Рг г Р 4 р 2 приведенньй радиус кривизны в точке контакта; в — ширина зубчатого венца; Для точки контакта, расположенной на начальном цилиндре Ь Р„ Ь ;Г, Г, 5 С На фиг. 3 показан первоначальный торцовый профиль 5 активной поверхности зуба колеса и изношенный профиль 6 активной поверхности зуба того же колеса. При работе передачи переменная величина приведенной кривизны торцового профиля, имеющаяся в звольвентном зацеплении, компенсируется переменной шириной зубчатого венца, полученной из условия постоянства контактных напряжений на активных поверхностях зубьев колес 1 и 2. По мере износа торцовый профиль активной поверхности пиниями АА, ББ и ВВ, расположенными симметрично относительно плоскости колес. В радиальном направлении зубчатые венцы колес 1 и 2 ймеют переменную ширину в М вЂ” крутящий момент, приложенный к колесу 1 и принятый постоянным; P; — радиус кривизны торцового профиля активной поверхности зуба i-го колеса. Исходя из постоянства контактных напряжений  — ! С ° Рп 2е где С вЂ” некоторая постоянная величина. Эвольвентные торцовые профили 3 и 4 зубьев колес (см. фиг. 2) касаются в точке контакта М где 0 — расстояние от точки М до полюса зацепления Р. Здесь верхний знак соответствует зоне дополнительного зацепления, пякний — зоне заполюснога зацепления, следовательно, 45 зуба колеса занимает положения, зквидистантные пер воначальному профилю. Сравнительные исследования подтверждают полезность передачи. Результаты показывают, что износ поверхностей зубьев, который имеет место при работе в режиме жидкостного трения; близок к равномерному, кичематическая точность передачи сохраняется, работоспособность достаточно высокая. Формула изобретения Эвольвентная цилиндрическая передача с параллельным расположением осей, содержащая два зацепляющихся одно с другим колеса с переменной шириной зубчатых венцов, торцовые поверхности 559053 У Ь 5мФ V&2 54и С где i — 1,2 — индекс, совпадающий с номером 1о колеса, для которого определяется ширина зубчатого венца; леса; о(, —.угол зацепления; а межосевое расстояние; r — радиус соосного цилиндра i-ro колеса, iS на котором определяется ширина зубчатого венца. которых выполнены симметричными относительно средней плоскости колес, от лича ю щая с ятем, что, с целью повьппеиия работоспособности и кинеЬI (а ЙК оа в,а, ширина зубчатого венца колес перещли на начальном цилинпре, тической точности передачи, ширина зубчатого венца вьптолнеиа изьюняющейся в радиальном направлении по зависимости рц — радиус начального цилиндра i-ro комi 559053 Составнтелв О. Строганов Техред М. Келемеш Корректор С. Шеки Редактор Т. Фадеева Заказ 1470/90 Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 »раж 1154 Подписное ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ло делам нзобретеннй и открытий! 13035, Москва, Ж-35, Раушскал наб., 4/5