Несоосная передача внутреннего зацепления
. 4н,„,,зл» „ии " "д иБ.4 (11) 34863О
Союз Советских
Социалистических
Республик
QllNCAHHK
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 29.07.74 (21) 2047657/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано05.03.77.Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 21.05,77 (51) М. Кл
F16 Н 1/10
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621 833 .16 (088.8) (72) Автор изобретения
В. Т. Васильев (71) Заявитель (54) НЕСООСНАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ н 3 — глубина проточки на колесе с наружными зубьями и выбирается в пределах
1,2-1,3 модуля зубчатого зацепления; радиус начальной окружности меньшего колеса; где
Г— о
Изобретение относится к зубчатым передачам и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, преимущественно там, где нужно передавать большие мощности при малых габаритах передачи.
Известна несоосная зубчатая передача внутреннего зацепления, содержащая ведущее и ведомое зубчатые колеса (1).
Недостатком такой передачи является ее }О ограниченная несущая способность при больших передаточных отношениях, которая лимитируется контактными напряжениями, в то время как по изгибным напряжениям имеется большой запас прочности. 15
Повышение несущей способности таких передач достигается модификацией профилей зубьев, специальной термической обработкой, Однако все мероприятия могут повысить передаваемую мощность лишь на несколько 20 процентов.
Цель изобретения — существенное повышение нагрузочной способности передачи внутреннего зацепления.
Это достигается тем, что предлагаемая 25 передача снабжена расположенным между ведущим и ведомым зубчатыми колесами дополнительным зубчатым колесом, выполненным в виде кольца с наружными и внутренними зубьями, и дистанционными кольцами, а в средней части зубчатых венцов всех зубчатых колес выполнены кольцевые проточки, в которые установлены промежуточные кольца.
Для обеспечения обкатывания дистанционных колец в кольцевых проточках беэ проскальзывания их радиусы выбираются из следующего соотношения:
549630
Я вЂ” наружный радиус дистанциН онного кольца„ равный + Ъ1+Ъ2, Ъ глубина проточки на коле2 се с внутренними зубьями;
Я вЂ” радиус начальной окружо ности большего колеса; внутренний радиус дистанв ционного кольца, равный
"о модуль зубчатого зацепления.
На фиг. 1 изображена предлагаемая передача в двух проекциях; на фиг. 2 и 3формы выполнения профилей проточек и дистанционных колец.
Зубчатая передача внутреннего зацепления состоит из ведущего колеса 1 с наружными зубьями, дополнительного колеса 2, кольцевой формы с внутренними и наружными зубьями и ведомого колеса 3 с внутренними зубьями. Зубчатые венцы указанных колес посредине имеют соответствующие кольцевые проточки 4 и 5, в которых установлены дистанционные кольца 6 и 7.
Для обеспечения обкатывания колец 6 и 7 в проточках 4. и 5 без проскальзывания их радиусы выбираются по приведенным зависимостям.
В предлагаемой передаче целесообразно использовать профиль зубьев с небольшими о углами зацепления 18-20
В зависимости от модуля зубчатого зацепления предпочтительными формами поверхностей качения 8 дистанционных колец 6 и 7 могут быть для зубчатых зацеплений с модулем до 2,5 — цилиндрическая (фнг. 2), для зубчатых зацеплений с модулем свыше 2,5 — сферическая (фиг.3), Зубчатая передача работает следующим образом.
При вращении ведущего колеса 1 последнее через дополнительное колесо 2 передает крутящий момент ведомому колесу 3. Под действием момента дополнительное колесо 2 проворачивается вокруг некоторого центра до тех пор, пока не выберутся радиальные зазоры между дистанционными кольцами 6 и 7 и кольцевыми проточками 4 и 5. После этого центр вращения дополнительного колеса 2 займет строго фиксированное положение. При этом дистанционные кольца 6 и 7 будут вращаться с собственными скоростями, обеспечивая постоянный радиальный зазор в зубчатых зацеплениях. Силы трения, возникающие на поверхности качения колец 6 и 7, создают полезный момент вращения дополнительно к моменту, передаваемому зубьями.
В результате применения дистанционных
45 колец повышается точность установки дополнительного колеса и обеспечивается постоянный контакт зубьев колес независимо от точности их изготовления. Следовательно, в предлагаемой зубчатой передаче значительно будут снижены колебания дополнительного колеса, что позволит увеличить передаваемую мощность на 15-20%, а к.п.д. передачи на
30%, а также срок службы примерно в два
10 раза.
Повышение передаваемой мощности объясняется тем, что одноступенчатая передача заменяется на двухступенчатую в тех же габаритах с меньшей разницей радиусов
15 кривизны сопрягаемых зубьев, это позволяет снизить контактные напряжения на поверхности зубьев. Повышение мощности может возрасти в 4-5 раз по сравнению с одноступенчатой передачей.
20 Формула изобретения
1. Несоосная передача внутреннего зацепления, содержащая ведущее и ведомое зубчатые колеса, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, она снабжена расположенным между ведущим и ведомым колесами дополнительным зубчатым колесом, выполненным в виде кольца с наружными и внутренними зубьями, и дистанционными кольцами, а в средней части зубчатых венцов всех зубчатых колец выполнены кольцевые прогочки, в которые установлены дистанционные кольца.
2. Передача по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью обеспечения обкатывания дистанционных колец в кольцевых проточках без проскальзывания, их радиусы определяют из соотношения:
40 „,Ф 4 3 1 112 3 где h — глубина проточки на колесе с наружными зубьями и выбирается в пределах 1,2-1,3 модуля зубчатого зацепления;
1 — радиус начальной окружности .о меньшего колеса; наружный радиус дистанционноН ного кольца, равный Я +)1„Ц1, глубина проточки на колесе с
2 внутренними зубьями;
Я, - радиус начальной окружности о большего колеса;
R — внутренний радиус дистанцион55 Ъ ного кольца, равный 1 о+1п;
1п модуль зубчатого зацепления.
Источники информации, принятые во внимание при проведении экспертизы:
1. С. Н. Кожевников и др. "Механизмы", 60 иэд. Машиностроение., 1965, стр, 203.
549630
Составитель В. Апархов
Техред А. Богдан Корректор А. дакида
Редактор Е. Ершова
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 338/116 Тираж 1162 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5



