Устройство для определения расхода жидкости
1 ° Ю мбййюЯевеек, МЯд
«
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ (»1 54l446
Союз Советских
Социалистических
Ресокбвик
К AATEHTV (61) Дополнительный к патенту (51) М. Кл. G 01F 9/00 (22) Заявлено 03.10.74 (21) 2063899/10 (23) Приоритет — (32) 15.03.74 (31) А 2176/74 (ЗЗ) Австрия
Государственный комитет
Совета Министров СССР
Опубликовано 30.12.76. Бюллетень ¹ 48 (53) УДК 681.121.8 (088.8) по делам изобретений и открытий
Дата опубликования описания 02.02.77 (72) Автор изобретения
Иностранец
Эрих Шрайбер (Австрия) Дипл. инж. Др. Др. Х. Ц. Ханс Лист (Австрия) (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА ЖИДКОСТИ
Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться, в частности, для определения расхода смазочного масла или горючего двигателем внутреннего сгорания.
Известные устройства для определения расхода жидкости, содержащие мерный сосуд, установленный на весоизмерительном приспособлении и подключенный через насос и измерительный трубопровод к поддону измеряемого объекта (1), не обеспечивают точных и стабильных результатов измерений, в особенности в условиях вибрации и наличия волн на поверхности жидкости, находящейся в поддоне измеряемого объекта.
Цель изобретения — повышение точности измерения.
Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве один конец измерительного трубопровода снабжен заборным патрубком, опущенным в поддон измеряемого объекта, а второй подведен к входу реверсивного насоса, выходной трубопровод которого опущен сверху в мерный сосуд, при этом к последнему посредством трубопровода с управляемым запорным органом присоединен дозирующий резервуар. Кроме того, выходной трубопровод реверсивного насоса выполнен в виде раздвоенного отвода, один конец которого снабжен управляемым запорным органом; реверсивный насос снабжен клапанами, установленными относительно него таким образом, что полости их ступенчатых отверстий обращены соответ5 ственно к входу и выходу насоса, и подключенными через жидкостные маиометрические выключатели к управляющему прибору, к которому подключены также привод реверсивного насоса и управляемый запорный орган, 10 установленный на отводе, при этом выход весоизмерительиого приспособления мерного сосуда подключен и усилителю несущей частоты, соединенному с измерительным прибором, а к выходу усилителя несущей частоты под15 соединен компаратор, управляющий запорным органом трубопровода дозирующего резервуара через элемент задержки времени.
На фиг. 1 и 2 представлена схема предлагаемого устройства.
20 Устройство содержит запорный патрубок 1, нижний конец которого опущен в поддон 2 двигателя 3, а верхний через соединительные трубопроводы 4 и отвод 5 соединен с мерным сосудом 6.
25 Иа соединительном трубопроводе 4 за отводом 5 установлен управляемый запориый орган 7 с отводом 8. Между заборным патрубком 1 и мерным сосудом 6 установлен ревсрсивный насос 9, на входе и выходе которого
541446
5 !
0 !
45
3 установлены соответственно клапаны 10 и 11, снабженные соответственно жидкостными манометрическими выключателями 12 и 13. Пуск насоса 9 осуществляется электродвигателем 14.
Выключатели 12 и 13, электродвигатель 14 привода насоса 9 и управляемый запорный орган 7 присоединены каждый к управляющему прибору 15. Клапаны 10 и 11 установлены относительно насоса 9 таким образом, что полости их ступенчатых отверстий обращены соответственно к входу и выходу насоса 9.
К мерному сосуду 6 трубопроводом 16, снабженным управляемым запорным органом 17, подключен дозирующий резервуар 18, расположенный выше него.
Трубопровод 16 опущен в мерный сосуд б примерно на ту же высоту, что и отвод 8.
Мерньш сосуд 6 установлен на весоизмерительном приспособлении 19, выход которого подключен к усилителю несущей частоты 20, соединенному с измерительным прибором 21, а к выходу усилителя несущей частоты 20 подсоединен компаратор 22, управляющий запорным органом 17 трубопровода 16 через элемент задержки времени 23, Каждый из клапанов 10 и 11 состоит из корпуса 24 с выполненным в нем ступенчатым осевым отверстием 25, в котором установлена наружная полая втулка 26, пружины 27, упирающейся в торец штуцера 28, ввернутого в корпус 24, внутренней полой втулки 29, один конец которой заглушен заглушкой 30 с центральным отверстием 31, полого упора 32, закрепленного в ниппеле 33, соединенном трубопроводом с соответствующим выключателем
12 или 13. Во внутренней втулке 29 выполнены радиальные перепускные отверстия 34 (см. фиг. 2).
Устройство работает следующим образом.
В поддон 2 двигателя 3 заливается определенное количество масла. Во время пробного пуска двигатель 3 расходует некоторое количество масла. Для определения этого израсходованного количества включают электродвигатель 14 привода насоса 9. При этом масло насосом 9 через заборный патрубок 1, соединительные трубопроводы 4, клапаны 10 и 11 и отвод 5 откачивается из поддона 2 в мерный сосуд б до тех пор, пока уровень масла в поддоне 2 не опустится ниже всасывающего отверстия в нижнем конце заборного цатрубка 1.
При откачке масла из поддона 2 из клапана 10 внутренняя втулка 29 под действием потока масла перемещается до упора 32 и отверстия 34 открываются для прохода масла.
Благодаря этому давление в полости отверстия 25 клапана 10 незначительное и не влияет на выключатель 12. Масло, выходящее из насоса 9 и поступающее в полость отверстия
25 клапана 11, может вытекать только через небольшое отверстие 31, выполненное в заглушке 30, благодаря чему давление перед отверстием 31 повышается.
При определенной его величине подвижные части 26 и 29 клапанов сжимают пружины 27 и приоткрывают отверстия 34, открытие которых предохраняет от черезмерного повышения давления масла в полости отверстия 25 клапана 11.
Повышенное давление в полости отверстия
25 клапана !1 заставляет сработать выключатель 13.
Когда уровень масла в поддоне 2 опускается ниже всасывающего отверстия заборного патрубка 1, в полость отверстия 25 клапана 11 начинает поступать воздух, давление в ней понижается и выключатель 13 срабатывает.
В результате этого управляемый запорный орган 7 открывается и смесь масла с воздухом поступает в мерный сосуд б через отвод 8, срез которого находится выше уровня масла в мерном сосуде б. При этом исключается окисление масла пузырьками воздуха.
Выключение насоса 9 производится управляющим прибором 15 через 0,5 — 1 мин после падения давления в полости отверстия 25 клапана 1 и срабатывания выключателя 13.
Количество поданного в мерный сосуд 6 масла определяется весоизмерительным приспособлением 19, сигнал с которого поступает на усилитель несущей частоты 20, соединенный с измерительным прибором 21, а к выходу усилителя несущей частоты 20 подсоединен компаратор 22, cpBBHHBBIolllèé результат измерения с заданной величиной.
Компаратор 22 управляет запорным органом 17 наполняющего трубопровода 16 через элемент задержки времени 23. По сигналу компаратора 22 из дозирующего резервуара
18 масло через запорный орган 17 и трубопровод 16 поступает в мерный сосуд 6 до тех пор, пока вес его не станет равным заданному.
После этого компаратор 22 закрывает запорный орган 17, и поток масла останавливается.
Количество дополнительно залитого из резервуара 18 масла взвешивается весоизмерительным приспособлением 19 и регистрируется регистратором (не показан) .
После этого насос 9 включают в обратное направление, и он перекачивает масло из мерного сосуда 6 в поддон 2 двигателя 3 до тех пор, пока уровень масла в мерном сосуде не опустится ниже всасывающего отверстия отвода 5.
Благодаря этому каждый новый цикл измерения производится при постоянном количестве масла в поддоне 2, что повышает точность измерения.
Благодаря выключению насоса 9 через 0,5—
1 мин после падения давления в полости отверстия 25 клапана 11 повышается стабильность и точность измерения в условиях вибрации двигателя 3 и наличия волн на поверхности масла в поддоне 2.
Формула изобретения
1. Устройство для определения расхода жидкости, в частности смазочного масла, дви541446 гателем внутреннего сгорания, содержащее мерный сосуд, установленный на весоизмерительном приспособлении и подключенный через насос и измерительный трубопровод к поддону измеряемого объекта, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения, в нем один конец измерительного трубопровода снабжен заборным патрубком, опущенным в поддон измеряемого объекта, а второй подведен к входу реверсивного насоса, выходной трубопровод которого опущен сверху в мерный сосуд, при этом к последнему посредством трубопровода с управляемым запорным органом присоединен дозирующий резервуар, 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что выходной трубопровод реверсивного насоса выполнен в виде раздвоенного отвода, один конец которого снабжен управляемым запорным органом.
3. Устройство по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю щее с я тем, что реверсивный насос снабжен клапанами, установленными относительно него таким образом, что полости их ступенчатых отверстий обращены соответственно к входу и выходу насоса, и подключенными через
5 жидкостные манометрические выключатели к управляющему прибору, к которому подключены также привод реверсивного насоса и управляемый запорный орган, установленный на отводе, при этом выход весоизмерительного
10 приспособления мерного сосуда подключен к усилителю несущей частоты, соединенному с измерительным прибором, а к выходу усилителя несущей частоты подсоединен компаратор, управляющий запорным органом трубопрово15 да дозирующего резервуара через элемент задержки времени.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе.
20 1. Конева Б. Ф. и др. Автомобильные карбюраторные двигатели. 1960, с. 41 — 45 (прото. тип) .
541446
2б
Z9
Составитель Б. Розовская
Редактор E. Караулова
Техред А. Камышникова Корректор Л, Брахнина
Заказ 3012/19 Изд. № 1917 Тираж 864 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская паб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



