Фрикционный вариатор скорости
(ii) 494549
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз. Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.09.70 (21) 1473321/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.12.75. Бюллетень № 45
Дата опубликования описания 20.02.76 (51) М. Кл. F 1611 15/50
Государственный комитет
Совета Министров 000Р по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.83.06 (088.8) (72) Автор изобретения
П. С. Владимиров (7I) Заявитель (54) ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ
Изобретение относится к машиностроению и может применяться в качестве вариатора скорости в приводах станков и различных машин.
Известны фрикционные вариаторы скорости, выполненные по соосной схеме и содержащие ведущий вал с двумя установленными на нем раздвижными в осевом направлении коническими колесами, контактирующими с двумя коническими сателлитами, находящимися в контакте между собой и имеющими выпуклое наружное основание, контактирующее соответственно с вогнутой рабочей поверхностью двух наружных колес, раздвижных в осевом направлении и связанных с механизмом регулирования скорости, а также корпус, в котором смонтированы ведущий и ведомый валы.
В таких вариантах оси сателлитов вращаются вокруг оси вариатора, что при повышении передаваемой удельной мощности за счет увеличения числа оборотов ведущего вала влечет к возникновению больших центробежных сил, неблагоприятно сказывающихся на работе вариатора.
Цель изобретения — повышение передаваемой удельной мощности. Для этого предлагаемый вариант снабжен втулкой, установленной на ведущем валу с возможностью осевого перемещения относительно него, на втулке свободно смонтированы конические колеса, одно из которых снабжено упором с винтовой поверхностью переменного шага, взаимодейст5 вующим с шипом, смонтированным на втулке, оси сателлитов соединены с корпусом вариатора, а одно из центральных колес с вогнутой рабочей поверхностью жестко смонтировано на выходном валу, другое соединено с ним по10 средством механизма регулирования скорости.
Кроме того, механизм регулирования скорости выполнен в виде зубчатого дифференциального механизма, два центральных колеса
15 которого с одинаковым числом зубьев соединены соответственно с центральными колесами вариатора (одно — жестко с колесом, установленным на выходном валу, другое — посредством винтового соединения) и через зуб20 чатые сателлиты, установленные на общей оси в свободно вращающемся водиле, взаимодействуют с двумя другими центральными колесами дифференциального механизма, имеющими также одинаковое число зубьев, одно
25 из которых жестко смонтировано в корпусе вариатора, а другое кинематически связано с приводом механизма регулирования скорости.
Такое конструктивное решение за счет уве30 личения числа оборотов ведущего вала позво494549
10 ляет повысить передаваемую удельную мощность вариатора.
На фиг. 1 показан предлагаемый фрикционный вариатор скорости; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.
В корпусе 1 смонтированы ведущий вал 2 и ведомый вал 3. На ведущем валу 2 установлены раздвижные в осевом направлении конические колеса 4 и 5, контактирующие с двумя коническими сателлитами 6 и 7, находящимися в контакте между собой и имеющими выпуклое наружное основание. Сателлит 6 выпуклым наружным основанием контактирует с наружным колесом 8, имеющим вогнутую рабочую поверхность, а сателлит 7 — с наружным колесом 9, имеющим также вогнутую рабочую поверхность. Колеса 8 и 9 раздвигаются и сдвигаются в осевом направлении посредством механизма регулирования скорости.
Оси сателлитов 6 и 7 соединены с корпусом 1 посредством деталей 10 — 14. Колеса 8 и 9 соединены с ведомым валом 3.
Соединение колес 4 и 5 с ведущим валом 2 может быть выполнено, например, посредством свободной установки их на втулке 15, связанной с ведущим валом 2 шлицевым соединением с возможностью осевого перемещения относительно него. На втулке 15 смонтирован шип 16, контактирующий с упором 17, выполненным на колесе 4 и имеющим винтовую поверхность переменного шага (см. фиг. 2). Колесо 5 соединено с колесом 4 кулачковой муфтой 18 и они поджимаются друг к другу пружиной 19, упорным подшипником 20 и гайкой
21, наворачиваемой на втулку 15.
Соединение наружных колес 8 и 9 с ведомым валом 3 и с механизмом регулирования скорости может быть выполнено, например, посредством жесткой установки колеса 9 на валу 3, а колеса 8 — на колесе 9 с возможностью осевого перемещения относительно него.
Колесо 8 соединено с шайбой 22 посредством винтового соединения 23; шайба 22 охватывает колесо 9 и фиксирует колесо 8 от осевого перемещения относительно колеса 9.
Колесо 9 и шайба 22 содержат эпициклические зубчатые колеса 24 и 25, имеющие одинаковое число зубьев и зацепляющиеся через сдвоенные сателлиты 26 с солнечными зубчатыми колесами 27 и 28, имеющими также одинаковое число зубьев. Колесо 27 жестко соединено с корпусом, а колесо 28 кинематически связано с приводом механизма регулирования скорости зубчатым зацеплением 29 и валом 30.
Вариатор работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 2 вращаются сателлиты 6 и 7, передавая вращение колесам
8 и 9, соединенным с ведомым валом 3. Каждому значению осевого расстояния между колесами 5 и 4 соответствует определенное значение передаточного отношения, и упор 17 с поверхностью переменного шага обеспечивает в совокупности с шипом 16 оптимальное нажимное усилие. Изменение передаточного отношения происходит за счет изменения осевого расстояния между колесами 8 и 9 поворотом шайбы 22 относительно колеса 8 посредством механизма, содержащего детали 24 — 30.
Предмет изобретения
1, Фрикционный вариатор скорости, выполненный по соосной схеме, содержащий корпус, ведомый вал, ведущий вал с установленными на нем раздвигающимися в осевом направлении коническими колесами и поджимаемыми друг к другу, например, пружиной, контактирующие с ними конические сателлиты, взаимодействующие между собой и имеющий каждый выпуклое наружное основание, контактирующее соответственно с вогнутой рабочей поверхностью двух центральных колес, раздвижных в осевом направлении, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения передаваемой удельной мощности, вариатор снабжен втулкой, установленной на ведущем валу с возможностью осевого перемещения относительно него, на втулке свободно смонтированы конические колеса, одно из которых снабжено упором с винтовой поверхностью переменного шага, взаимодействующим с шипом, смонтированным на втулке, оси сателлитов соединены с корпусом вариатора, а одно из центральных колес с вогнутой рабочей поверхностью жестко смонтировано на выходном валу, другое соединено с ним посредством механизма регулирования скорости.
2. Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что механизм регулирования скорости выполнен в виде зубчатого дифференциального механизма, два центральных колеса которого имеют одинаковое число зубьев, одно из них жестко соединено с центральным колесом вариатора, установленным на выходном валу, другое посредством винтового соединения — с другим центральным колесом вариатора, и оба эти центральные колеса дифференциала через зубчатые сателлиты, установленные на общей оси в свободно вращающемся водиле, взаимодействуют с двумя другими центральными колесами дифференциального механизма, имеющими также одинаковое число зубьев, одно из которых жестко смонтировано в корпусе вариатора, а другое кинематически связано с приводом механизма регулирования скорости, 494549
7 У 2Р
ВиРА!
Р 1720 9 5
Фиг. f
Составитель Б. Васин
Техред Т, Курилко
Корректор Т. Фисенко
Редактор И. Бродская
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 191/13 Изд. № 145 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5


