Электромобильный вариатор
Изобретение относится к машиностроению. Электомобильный вариатор содержит ведущий вал-водило 2, сателлитные блоки 6, центральное колесо 7 и механизм его осевого перемещения. Сателлитные блоки 6, выполненные в виде подпружиненных в осевом направлении несимметричных сателлитов 27 с коническими поверхностями противоположной конусности и зубчатых венцов, обеспечивают при обкатке по венцу центрального колеса 7 остановку, минимальную и максимальную редукцию, а также любую промежуточную скорость при фрикционном контактировании с подвижным кольцом 11 центрального колеса 7. Повышены надежность и удобства в управлении вариатором, способным обеспечить плавное изменение скорости, торможение и пуск без механизма сцепления. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности вариаторостроения, и предназначается для использования в механических и транспортных средствах - электромобилях - в качестве устройства согласования мощности электродвигателя с крутящим моментом ведущих колес, регулирования скорости и обеспечения режима генерации тока при принудительном вращении ведомого вала.
Известны транспортные вариаторы разнообразных конструкций, которые могут быть применены в том числе и для электропривода. Например, вариатор "унвартор Черняева" по патенту СССР 1820097, кл. F 16 H 15/50, 1992 г. содержит вал-водило, шарнирно установленные, подпружиненные конические сателлиты, центральное колесо с внутренней рабочей поверхностью и планетарный механизм с ведомым валом. Однако конструкция этого вариатора требует применения специального профиля зубьев планетарного зацепления, что приводит к ограничению мощности привода. Известен вариатор по патенту США 3793910, кл. F 16 H 15/50, 1974 г., содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, водило, сателлиты в виде валиков с противоположной конусностью, центральные колеса с наружной и внутренней рабочей поверхностью, зубчатый планетарный механизм и механизм встречного осевого перемещения колец центральных колес. Недостатком этого вариатора является большая сложность механизма осевого перемещения центральных колес и невозможность обратной связи входа и выхода, что делает скорость ведомого вала во всех режимах неустойчивой. Наиболее близким к изобретению является транспортный вариатор "трансунвартор Черняева" по патенту РФ 2052689, кл. F 16 H 15/52, 1996 г., который и принят за прототип. Этот транспортный вариатор содержит корпус, ведущий вал-водило, ведомый вал с зубчатым колесом, сателлитные блоки в виде валиков с конической поверхностью, расположенных на радиально подпружиненных подвесках параллельно оси валов и снабженных зубчатым венцом, центральное колесо с внутренними рабочими поверхностями, промежуточные шестерни и механизм осевого перемещения центрального колеса с тросом и возвратной пружиной. Передача крутящего момента от вала-водила идет через сателлиты, обкатывающие внутреннюю рабочую поверхность центрального колеса, зубчатые венцы сателлитных блоков и промежуточные шестерни на зубчатое колесо ведомого вала, где соединяются противоположно направленные окружные скорости промежуточных шестерен и окружная скорость вала-водила. С результирующей окружной скоростью вращается зубчатое колесо и соответственно ведомый вал. Недостатком транспортного вариатора является его неоправданная сложность при использовании его в качестве электромобильного привода, когда отпадает необходимость в автоматике процессов ДВС, механическом обеспечении реверса и в прямом соединении валов. С другой стороны, из-за необходимости на электромобиле обеспечивать режим генерации при езде "накатом" планетарная конструкция выхода транспортного вариатора оказывается неработоспособной, так как в этом случае принудительное вращение ведомого вала /колес/ ведет к принудительному вращению ведущего вала в противоположном направлении, что требует разобщения сателлитов и рабочих поверхностей центрального колеса, а следовательно, исключению возможности работы электродвигателя в режиме генератора. Кроме того, в прототипе для возврата механизма центрального колеса в исходное положение используется пружина, которая, естественно, при растяжении непрерывно повышает сопротивление, что утомляет водителя. Целью изобретения является создание электромобильного вариатора - надежного и удобного в эксплуатации устройства, дающего возможность работы электродвигателя в режиме генератора и способного обеспечить управление, в том числе плавное изменение скорости, торможение приводом и пуск без механизма сцепления, единственной педалью, которая не обладает возрастающим усилием возврата в исходное положение. Для достижения цели транспортный вариатор, содержащий корпус, ведущий вал-водило, ведомый вал с зубчатым колесом, сателлитные блоки в виде валиков с конической поверхностью, расположенных на радиально подпружиненных подвесках параллельно оси валов и снабженных зубчатыми венцами, зацепляемыми с промежуточными шестернями, центральное колесо и механизм его осевого перемещения с тросом и возвратной пружиной, выполнен с условием противоположного вращения ведущего и ведомого валов, что обеспечивается подпружиненными в осевом направлении сдвоенными несимметричными сателлитами с поверхностями противоположной конусности, на стыке которых расположены зубчатые венцы "нулевой скорости", в отличие от прототипа имеющие наибольший диаметр по сравнению с зубчатыми венцами "максимальной" и "минимальной редукции", выполненными на стороне большей конусности каждого сдвоенного несимметричного сателлита, в то время как на стороне меньшей конусности размещены цилиндрические пояски, обеспечивающие зазоры зубчатых зацеплений, и конструкцией центрального колеса в виде неподвижного кольца с внутренним зубчатым венцом и подвижного кольца с фрикционным внутренним ободом. Для варианта применения электромобильного вариатора с электродвигателем повышенной мощности предусматривается конструкция центрального колеса, которое содержит два неподвижных кольца с внутренним зубчатым зацеплением, расположенных по краям корпуса, и два подвижных кольца, имеющих каждое по два или более обода с внутренними фрикционными поверхностями, при этом каждый сателлитный блок содержит один или несколько сдвоенных симметричных сателлита и два сдвоенных несимметричных сателлита, которые также подпружинены в осевом направлении в сторону подвижных колец для обеспечения расцепления зубчатых соединений. Трос возвратной пружины, создающей усилие возврата механизма осевого перемещения центрального колеса в исходное положение, соединен с управляющим кольцом механизма через сектор, изменяющий плечо при повороте и, таким образом, обеспечивающий равномерное давление на педаль управления во всех ее положениях. На фиг. 1 изображен электромобильный вариатор в продольном разрезе. Показан вариант с одним сдвоенным несимметричным сателлитом в каждом сателлитном блоке. В продольном положении сателлиты показаны в промежуточном состоянии фрикционного контактирования. При движении влево большие зубчатые венцы сателлитов войдут в зацепление с внутренним зубчатым венцом неподвижного кольца центрального колеса. На фиг. 2 - схема электромобильного вариатора в аксонометрии. Изображен вариант двухблочного вариатора, в отличие от четырехблочного, изображенного на фиг. 1. Вариант используется при малой мощности электродвигателя. Около элементов планетарной передачи приведены их обозначения теми же индексами, которые использованы в формуле передаточного числа транспортного вариатора-прототипа. Стрелками показано направление вращения ведущего, промежуточных и ведомого валов, а также направление перемещения подвижного кольца центрального колеса. На фиг. 3 изображена установка электромобильного вариатора на электромобиле с заднеприводными колесами. Стрелка около педали управления показывает направление управляющего тросика от педали к месту установки контроллера и других электроприборов. На фиг. 4 - разрез по Б-Б на фиг. 3, показано соединение комплекта "вариатор - электродвигатель" с одним из задних колес электромобиля и привод подвижного кольца центрального колеса вариатора. На фиг. 5 - разрез по А-А на фиг. 1. Изображен планетарный механизм четырехблочного электромобильного вариатора и прижим сателлитных блоков к центральному колесу. На фиг. 6 изображен сателлитный блок с трехвенцовым сдвоенным несимметричным сателлитом. На фиг. 7 изображен вариант электромобильного вариатора для электродвигателя повышенной мощности. Электромобильный вариатор состоит из корпуса 1, ведущего вала-водила 2, соединенного с валом электродвигателя 3 и снабженного фланцами 4 со штангами 5, между которыми шарнирно установлены сателлитные блоки 6, сателлиты которых контактируют с рабочими поверхностями центрального колеса 7. Центральное колесо в упрощенном варианте состоит из неподвижного кольца 8, с внутренним зубчатым венцом 9 с фрикционной фаской 10, подвижного кольца 11 с фрикционным внутренним ободом 12 и механизма его осевого перемещения в виде сквозных прямых пазов 13 в корпусе и наклонных пазов 14 /фиг. 4/ в подвижном кольце, соединенных роликами 15, оси 16 которых крепятся в управляющем кольце 17. Для облегчения осевого перемещения подвижное кольцо имеет продольные пазы 18 с шаровыми опорами 19. Каждый сателлитный блок /фиг. 6/ снабжен распорной трубой 20, которая соединяет штанги вала-водила и является осью вращения для подвесок 21. В щеках 22 подвесок установлены подшипники 23 шлицевого вала 24, который заканчивается зубчатым венцом-шестерней 25, закрепленной на валу винтами 26. На шлицах шлицевого вала каждого сателлитного блока имеет возможность осевого перемещения сдвоенный несимметричный сателлит 27 с рабочими поверхностями меньшей конусности 28 и большей конусности 29. Сателлит большей конусности имеет зубчатый венец 30 "минимальной редукции" и при необходимости зубчатый венец 31 "максимальной редукции". Сателлит меньшей конусности снабжен опорными цилиндрическими поясками 32, 33 для обеспечения осевого зазора зацеплений венцов "максимальной" и "минимальной редукции", а также зубчатого зацепления зубчатого венца 34 "нулевой скорости". При малой разнице наружных диаметров венцов 31 и 34 сателлиты соединяются между собой через переходное кольцо 35. В сторону меньшей конусности сдвоенный несимметричный сателлит подпружинен пружиной 36. Для обеспечения контактирования зубчатых зацеплений на малой частоте оборотов ведущего вала-водила сателлитные блоки отжимаются в сторону центрального колеса пластинчатыми пружинами 37. Зубчатые венцы-шестерни 25 каждого сателлитного блока зацепляются с шестернями 38 зубчатых пар, выходные шестерни 39 которых в свою очередь зацеплены с зубчатым колесом 40 ведомого вала 41, снабженного подшипниковым гнездом 42 для осевой установки опорного конца ведущего вала-водила. Электромобильный вариатор, как и прототип, снабжен педалью 43, которая имеет подпружиненный поворот вокруг оси 44 для управления через трос 45 в боуденовой оболочке электросистемой экономичного плавного или ступенчатого изменения скорости электродвигателя и, кроме того, имеет возможность продольного перемещения вместе со штангой 46, которая соединена тросом 47, идущим через блок 48 с управляющим кольцом по его кольцевой канавке. Во второй кольцевой канавке управляющего кольца закреплен трос 49, идущий через поворотный сектор 50 на возвратную пружину 51. При необходимости увеличить мощность передачи может быть применен вариант электромобильного вариатора с двумя сдвоенными несимметричными сателлитами в блоке. В этом случае центральное колесо состоит из двух подвижных колец 52, каждое из которых имеет по два или более обода с внутренними поверхностями фрикционного зацепления. Центральные сдвоенные сателлиты 53 выполнены симметричными. Управляющее кольцо 54 в этом случае занимает всю ширину корпуса, в котором выполнено также два прямых паза, а в подвижных кольцах два противоположно направленных наклонных паза. Ролики 15, взаимодействуя с пазами, также сводят или разводят подвижные кольца. Работает электромобильный вариатор следующим образом. Изменение частоты ведомого вала электромобильного вариатора осуществляется по принципу трансунвартора, принятого за прототип. При вращении ведущего вала-водила 2 его окружная скорость, приведенная к диаметру зубчатого колеса 40 ведомого вала, вычитается из противоположно направленной окружной скорости промежуточных шестерен 39, и в зависимости от соотношения этих скоростей на зубчатом колесе ведомого вала образуется результирующая величина окружной скорости. Окружная скорость промежуточных шестерен 39 в свою очередь зависит от всех прочих элементов передачи. То есть скорость ведомого вала и направление его вращения - а в электромобильном вариаторе направление вращения ведомого вала противоположно по отношению к ведущему валу-водилу - зависит от соотношения работающих диаметров 27, 28, диаметров зубчатых венцов-шестерен 25, диаметров зубчатых или фрикционных ободов колец 8, 11 и диаметра зубчатого колеса 40. То, что электромобильный вариатор работает в зоне "реверса", связано с нижеследующими причинами. Передаточное число электромобильного вариатора, как и транспортного вариатора определяется формулой








d'ш - 28 мм, 14 зубьев;
dн - 70 мм, 35 зубьев;
dс н - венец минимальной редукции - 30 мм, 30 зубьев;
dc х - венец максимальной редукции - 39 мм, 39 зубьев. Передаточное число этого электромобильного вариатора, обеспечивающее максимальную скорость электромобиля, равно
i = 70




i = 70




Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7