Ограничитель скорости рудничных подъемных машин
(i i1 48т4БЗ
О Л И С А Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
+ .ахти%
p = (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.03.72 (21) 1754384/22-3 (51) М. Кл. В 66b 5/06 с присоединением заявки че (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.75. Бюллетень Ме 34
Дата опубликования описания 09.01.76
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
<53) УДК 622.67.078,5 (088.8) (72) Авторы изобретения
П. С. Шраменко, И. Ф. Сторожев, С. Г. Высотский, А, Ф. Кирей, А. П. Солоха, М, А. Стороженко, А. М. Кащич, Б. И. Клейменов и А. В. Олин (71) Заявитель (54) ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ РУДНИЧНЬ1Х
ПОД1эЕМНЫХ МАШИН
Изобретение относится к области управления и защиты подъемно-транспортных установок.
Известен ограничитель скорости рудничных подъемных машин, состоящий из двух тахогенераторов, реле контроля целостности цепи, реле выбора направления, узла сравнения и реле контроля исправности.
Основными недостатками известного ограничителя являются сложность настройки, а также пониженные точность и чувствительность.
Цель изобретения — повышение надежности контроля исправности. Это достигается тем, что один из тахогенераторов включен в цепи питания реле контроля целостности цепи, а другой — в цель питания реле выбора напряжения, нормально открытые и нормально закрытые контакты которых образуют параллельную цепь питания реле контроля исправности.
На чертеже приведена принципиальная схема ограничителя скорости рудничных подьемных машин.
Ограничитель содержит механическую и электрическую части. Механическая часть представляет собой корпус с расположенными в нем тахогенератором 1, тихоходными разрешающими дисками 2, быстроходными профильными дисками 3, бесконтактными преобразователями 4 и 5 механического сигнала в задающий электрический сигнал и сменными шестернями 6, согласующими обороты тахогенератора 1, тихоходных дисков 2 и быстроходных дисков 3.
Электрическая часть включает контур сравнения скоростей с выпрямителями 7 и 8, реле
9 ограничения скорости и реле 10 контроля цепи, которые коммутируются тиристорами
11 и 12, балластные сопротивления 13 и 14, которые могут быть расположены «а«со стороны выпрямленного, так и со стороны переменного токов. К электрической части ограничителя относится также реле 15 контроля исправности ограничителя, устройство выбора направления вращения с тахогенергтором 16, реле 17, включающееся тиристором 18 при движении «Вперед», реле 19 включающееся тиристором 20 при движении «1-1азад», резисторы 21 и 22 в цепях управляющих электродов у.казанных тири To/08. Контакт 23 реле 9 ограничителя скорости подключен в цепи контактора предохранительного тормоза, где концентрируются все контакты аппаратов заЭ щиты подьемной установки, Реле 15 питается через нормально закрытые контакты 24 реле
10 контроля цепи, контакты 25 реле 17 и контакты 26 рель 19, а также через нормально
3Q открытые контакты 27 — 29 тех же реле.
484153
Для сравнения скорости использована схема с согласным включением выпрямительных групп (схема с циркулирующими токами), а исполнительный орган 9 через тиристор 11 схемы сравнения включен на разность токов.
Резисторы 13 и 14 служат для балансировки токов в контуре. В схеме ограничителя применены включаемые тиристорами реле постоянного тока, на катушки которых подается переменное напряжение, что дает четкую работу реле при высоком коэффициенте возврата.
Ограничитель скорости работает следующим образом.
При трогании подъемной машины начинают вращаться тихоходные и быстроходные диски 2 и 3, вступают в работу преобразователи
4 и 5, но в схему подается напряжение того преобразователя, который включает реле выбора напряжения вращения, и так как ролик этого преобразователя находится на самой высокой точке тихоходного диска, то в период разгона и равномерного хода подается максимальный сигнал. Машина может разгоняться в эти периоды как угодно быстро, но не превышая максимально допустимой скорости.
Одновременно вращается тахогенератор 1, вырабатывающий напряжение, пропорциональное действительной скорости, которое поступает в контур сравнения скоростей.
При трогании подьемной машины начинает вращаться второй тахогенератор 16, вырабатывающий напряжение, также пропорциональное действительной скорости, но оно используется только в устройстве выбора направления вращения. При достижении скорости, меньшей скорости подхода подъемного сосуда к своему верхнему положению, реле 10 и 17 (или 19) включаются почти одновременно.
Реле 15, имеющее выдержку времени при срабатывании, остается включенным так же, как и при стоянке, несмотря на то, что цепи питания его меняются и проходят сначала (на стоянке) по нормально закрытым контактам 24 — 26, а затем — по нормально открытым контактам 27 и 28 или 29.
Под действием разности токов, которая
Б остается в контуре сравнения скоростей неизменной, при соответствии заданной и действительной скоростей реле 9 остается все время включенным, так как тиристор 11 (орган сравнения скоростей) находится во включенlO ном состоянии, пока указанная разность не уменьшится до величины, меньшей его порога отключения. Это происходит, когда действительная скорость приближается к заданной, а разность их стремится к нулю.
15 Контроль исправности ограничителя осуществляется при помощи реле 15. При обрыве входного вала ограничителя или вала одного из тахогенераторов не включается одно из реле 10, 17 или 19, что вызывает отключение ре20 ле 15, контакты которого используются в цепи предохранительного тормоза или в цепи сигнализации. Таким образом, при нарушении любого участка в электрических цепях ограничителя срабатывает одно из основных ре25 ле 9 или 15, чем обеспечивается одно из главных требований, предъявляемых к ограничителям скорости.
Предмет изобретения зо Ограничитель скорости рудничных подъемных машин, состоящий из двух тахогенераторов, реле контроля целостности цепи, реле выбора направления, узла сравнения, реле контроля исправности, отличающийся тем, зб что, с целью повышения надежности контроля исправности, один из тахогенераторов включен в цепь питания реле контроля целостности цепи, а другой — в цепь питания реле выбора направления, нормально открытые и
40 нормально закрытые контакты которых образуют параллельную цепь питания реле контроля исправности.
Редактор Н. Корченко
Составитель П. Шраменко
Техред Л. Казачкова
Корректор H. Аук
Заказ 3163/1 Изд. № 1783 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2