Силовой механизм пневмогидростатической роторной машины
- тт и Ъ ii) 470678
Союз Советских
Социалистически.
Реслублик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 01.03.71 (21) 1632111/25-28 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл. F 16h 1, 06 осУдарственнык кОмитет (32) Приор
Совета Министров СССР
Опубликовано 15.05.75. Бюллетень ¹ 18 (53) УДК 621.663.3 (088.8) по делам изобретений и открытий
Дата опубликования описания 29.08.75 (72) Автор изобретения
П. А. Масленников (71) Заявитель (54) С11ЛОВОЙ МЕХАНИЗМ Й Н ЕВ .ОГИДРОСТАТИЧ ВСКОЙ
РОТОРИОЙ 1 1ЛШ11НЫ
Изобретение относится к машиностроению.
Известны двигатели внутреннего сгорания, н которых использована схема двухполуоснороторных машин с отстающе-догоняющими друг друга лопатками, Однако этим устройствам свойственны определенные недостатки, такие как невысокие кинематические возможности, невысокая долговечность, шум, сложность обслуживания и, наконец, невозможность многокамерной компановки устройства в единый блок без дополнительных приспособлений.
Для расширения кинематических возможностей механизма и улучшения его компановки предлагаемый механизм снабжен некруглыми зубчатыми колесами и дополнительным валом, на котором под углом 180 жестко закреплены некруглые зубчатые колеса, взаимодействующие с идентичными некруглыми колесами, закрепленными на каждой из полуосей ротора.
Кроме того, для повышения долговечности механизма, снижения шума и упрощения обслуживания полуоси и лопатки механизма изготовлены из легкого сплава, например алюминиевого, а некруглые зубчатые колеса полуосей изготовлены из синтетического материала, например капрона.
На фиг. 1 изображена цилиндрическая камера предлагаемого механизма, разрез; на фиг. 2 — взаимное положение лопаток.
Механизм содержит цилиндрическую камеру
1 с крышкой 2, картер 3, который крепят вин5 тами 4 к крышке камеры 1, двухполуосный ротор и дополнительный вал 5, установленные и подшипниках 6.
На дополнительном валу 5 под углом 180 закреплены некруглые зубчатые колеса 7 и 8.
1о Ротор состоит из центральной полуоси 9 и внешней полуоси 10. На полуоси 9 закреплена лопатка 11 и некруглое зубчатое колесо 12, а на полуоси 10 закреплены лопатка 13 и некруглое зубчатое колесо 14. Некруглые зубча15 тые колеса ротора находятся в зацеплении с колесами 7 и 8 дополнительного вала 5.
Механизм работает следующим образом.
При повороте дополнительного вала 5 (являющегося валом отбора или подачи мощности) против часовой стрелки, колесо 7 вместе с валом 5 передает крутящий момент через зубчатое зацепление на колесо 12, которое движется с ускорением по часовой стрелке.
Сидящая на полуоси 9 лопатка 11 движется с
25 ускорением, производя какую-нибудь работу, например, своей задней кромкой К открывая окно 15 для заполнения рабочего объема паром, а передней кромкой П производя выталкивание отработанного пара в окно 16. Колесо 8, тоже вращаясь с постоянной скоро470678
4 щая большую скорость, начинает ее замедлять, а противоположная — ускорять. И, наконец, симметрично расположившись у центра вертикали, обе лопатки на мгновение приобре5 тают равную скорость (мертвая точка), когда колеса 7 и 8 занимают горизонтальное положение, повернувшить на угол- 90". стью вместе с валом 5, находясь в зацеплении с колесом, передает последнему кру— тящии момент. Колесо !4 движется с замедлением, и лопатка LS отстает ol лопатки 1 .
Ооразовавшееся пространство между лопатками по мере их продвижения все увеличивается. rs эго пространство через окно, расположенное в люоом месте, как на окружности, так и lio торцам, продолжает поступать Iidp. огда лопатка ll отойдет на некоторую часть раоочего угла от лопатки 18, то эта лопатка, двигаясь все медленнее, перекроет своей переднеи кромкои впускное окно lo. 1- аходящиися в замкнутом пространстве между- двумя лопатками и корпусом камеры пар, начинает политронически расширяться, уменьшая начальное давление. Оба колеса l2 и 1ч находятся в зацеплении с колесами 7 и 8 на разных расстояниях от центра ротора и Iiileioi на своих радиусах разное усилие, передаваемое через колеса 7 и 8 на вал б. некруглое колесо 12 имеет большую скорость с меньшим радиусом зацепления по сравнению с колесом и поэтому избыточное усилие передается на вал б, который в свою очередь передает крутящий момент на любое орудие, треоующее скручивания. 1 аким образом, находящаяся в данный момент против колеса 14 лопатка имеет самую большую скорость, а лопатка, расположенная под углом 180 к ней, имеет самую малую скорость. Следующий полуцикл лопатка, имею1(редмет изооретения
l Силовой механизм пневмогидростатической роторной машины, содержащий цилиндрическую камеру с двухполуосным ротором, на каждой, полуоси которого закреплены отстающе-догоняющие друг друга лопатки, о т л и ч а-! э
;о щий с я тем, что, с целью расширения кинематических возможностей механизма и улучшения его компановки, механизм снабжен некруглыми зубчатыми колесами и до20 волнительным BBJloM, на KQTopoivl llop
180" жестко закреплены некруглые зубчатые колеса взаимодействующие с идентичными
7 некруглыми зубчатыми колесами, закрепленными на каждой из полуосей ротора.
25 2. Механизм по п. 1, отлич ающий ся тем, что, с целью повышения долговечности механизма, снижения шума при работе и
:п ощепия обслуживания, полуоси и лопатки изготовлены из легкого сплава, а р р
30 алюминиевого, а пекруглые зубчатые колеса полуосей изготовлены из синтетического материала, например капрона.


