Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес
!
»:452042
Союз Советских
Социалистических
Рес1гублик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. св!!дстсльства— (22) Заявлено 26.02.73 (21) 1886563/25-28 (51) М. К. !. F 1611 1/12 с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (32) Приоритет—
Опубликовано 28.02.75. Бюллетень ¹ 8 (53) УД K 621.831 (088.8) ДIIT3 OIIV 0, I III(011311115I OII IICBI I I I 51 30.07.75 (72) Авторы
Л. В. Коростелев, В. Д. Борисов и Ю. И. Растов изобретен 151
Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (5l) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СО СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ
ПОД ПРЯМЫМ УГЛОМ ОСЯМИ КОЛЕС б =е) . +5
30 дачи;
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым передачам со скрещивающимися под прямым углом осями колес.
Известны зубчатые передачи с постояш!ым удельным скольжением на каждом зубе колеса. Профили зубьев ь известных передачах использованы циклоидные.
Описываемая передача отличается от известных тем, что общая нормаль к рабочим поверхностям взаимодействующих зубьев в точках»х касания в процессе зацепления пересекает под прямым углом отрезок кратчайшего расстояния между осями колес и составляет с осью винтового относительного движе- 1д ния угол, равный арккотангенсу кубичного корпя из величины передаточного отношения передачи плюс угол между осью винтового относительного движения и осью ведомого колеса, а расстояние между нормалью и осью вин- 20 тового относительного движения равно отношению винтового параметра относительного движения к тангенсу угла между нормалью и осью винтового относительного движения.
Это обеспечивает равномерный износ взаи- 25 модействующих зубчатых колес путем достижения на каждом из нпх постоянного по величине и знаку удельного скольжения, а следовательно обеспечивает повышение надежности и долговечности передачи.
11а чсртсжс изображена зубчатая передача со скрсlц!!в
Зубчатая передача содерж!!т ведущее колесо 1 и ведомое колесо 2, вращающиеся с угловыми скоростями ь1! н <о . Зубчатые колеса скрещиваются !юд углом, равным 90, и уда. !еиы Одl!О От дру! О! О i! а кр11T11!! 1! п!ес р асстоя-!!ие — отрезок Л. Сопряженные поверхности зубьев 3 и 4 колес !!аходятся в точечном касании. Общая нормаль Б к ним, проведенная в различных точка.; ка 3!II!51, например а, б и в, занимает неподвижное положение в пространстве и совпадает с л!!!!ней зацепления передачи. Сопряжен!!ые поверхности взаимодействующих зубьев 3 н 4 имеют такую форму, что общая нормаль Б в точках их «асапия, например а и б, в процессе зацепления пересекает под прямым углом отрезок А кратчайшего расстояния между осями колес в точке в. При этом нормаль Б скрещивается с осью мгновенного винтового относительного движения колес О под глом бн рав1111м!
- 2 где !2! = — — передаточное отношение иере01!
462042
Предмег изооj)е!ения
Составитель О. Строганов
Техред Т. Курилко
Редактор О. Юркова
Корректор H. Стельмах
Заказ 2404 Изд. М 1156 Тира>к 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Обл. тип. Костромского управления издательств, полиграфии и книхкной торговли бз — угол между осью винтового относительного движения В и осью ведомого колеса 2. Расстояние а, между нормалью Б и осью винтового относительного движения В равно
P 5 ав
tg6 где Р— винтовой параметр относительного движения;
tgt) — тангенс угла между нормалью и осью относительного движения.
При этих условиях удельное скольжение зубьев будет постоянным, т. е.
Л| — — const и Р.2 — — сот/ где Л1 и Лз — коэффициенты удельного сколь- 15 жения зубьев первого и второго колес.
Это достигнутое постоянство коэффициентов удельного скольжения зубьев в процессе их зацепления позволяет обеспечить меньший и более равномерный их износ и, как 20 следствие, повысить долговечность и надежность зубчатой передачи со скрещива|ощиыися осями колес.
Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес, содержащая ведущее и ведомое зубчатые колеса с сопряженными зубьями, отлача!ощаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности передачи, общая нормаль к рабочим поверхностям взаимодействующих зубьев в точках их касания в процессе зацепления пересекает под прямым углом отрезок кратчайшего расстояния между осями колес и составляет с осью винтового относительного движения угол, равный арккотангенсу кубичного корпя из величины передаточного отношения передачи п;пос угол между осью винтового относительного движения и осью ведомого колеса, а расстояние между нормалью и осью винтового относительного движения равно отношению винтового параметра относительного движения к тапгенсу угла между нормалью и осью винтового относительного движения.

