Способ контроля качества очистки топлив от адсорбционных смол
пц 466452
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 04.06.73 (21) 1930374/23-4 с присоединением заявки М (32) Приоритет
Опубликовано 05.04,75. Бюллетень М 13
Дата опубликования описания 27.06.75 (51) М. Кл. 6 Oln 33/22
С 10g 25/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 543.0(088.8) (72) Аваоры пзобре (с пия
О. Э. Побойский и В. И. Применко
Киевский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров гражданской авиации (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОЧИСТКИ ТОПЛИВ
ОТ АДСОРБЦИОННЫХ СМОЛ
Изобретение относится к способу контроля за очисткой светлых нефтепродуктов на адсорбционных колонках. Очистка на таких колонках все шире внедряется в промышленность, вытесняя устаревший способ очистки в ректификационных колонках. Адсорбционные колонки нашли применение, например, в нефтеперерабатывающей промышленности и широко используются в лабораторной научной практике.
Известен способ контроля качества очистки топлива от адсорбционных смол путем фильтрации топлива через адсорбционную колонку и анализа отбираемых проб, например, спектральным методом, Недостатками такого способа являются длительность анализов, удовлетворительная точность результатов анализов, невозможчость использования данных методов в системах автоматического контроля и регулирования.
С целью устранения указанных недостатков по предлагаемому способу замеряют потенциал и ток электризации отбираемых проб, по величине которых судят о степени очистки топлива.
Способ осуществляется следующим образом.
Топливо пропускают через адсорбционную колонку, заполненную силикагелем или цеолитом. На выходе из колонки отбирают пробу объемом 500 мл и загружают ее в резервуар для беспульсационной прокачки. Затем проталкивают ее через металлический трубопро5 вод, При этом замеряют потенциал и ток электризации. Наиболее низкие значения потенциала и тока электризации — у полностью очищенного от смол топлива, а максимальные — у товарного. По мере забивки адсорб10 ционной колонки. степень очистки снижается и соответственно растут ток и потенциал электризации. При полной забивке фильтра электризация топлива, прошедшего через адсорбционную колонку, равна электризации неочи15 щенного товарного топлива.
Предлагаемый способ контроля осуществляют в лабораторных условиях для топлива марок Т вЂ” 1, ТС вЂ” 1, Т вЂ” ?. Пример контроля эффективности работы колонки приведен для
20 топлива Т вЂ” 1.
Ниже приведены варианты испытаний образцов топлива.
Вариант 1, 25 Очистку топлива от смол проводят на колонке диаметром 25 мм с высотой набивки
450 мм. В качестве сорбента применяют
100 г силикагеля марки ЛСК. Очистку проводят в вакууме. По мере прохождения топлива е
30 через колонку последовательно отбирают 9
466452 проб объемом 0,5 л для испытания на электр из а цию.
Вариант 2.
Очистку топлива Т вЂ” 1 проводят в описанных выше условиях, но применяют 60 г силикагеля при высоте набивки 180 мм. На выходе из колонки также последовательно отбирают 9 проб объемом 0,5 л для испытаний на электризацию.
Электризацию отобранных образцов исследуют путем беспульсационной прокачки проб через трубопровод из нержавеющей стали диаметром 0,5 мм и длиной 1300 мм. Скорость прокачки — 4,8 м/сек. При этом потенциометром типа С вЂ” 150 измеряют потенциалы электризации, а электрометрическим усилителем марки VI — 6 — силу тока электризации.
Электризация неочищенного (товарного) топлива Т вЂ” 1 представлена в табл. 1.
Таблица 1
Потенциал электризации, Сила тока, а 10 — 10
15 Электризация 9 проб топлива, отобранных по первому варианту испытания, приведена в табл, 2. Электризация 9 проб топлива, отобранных по второму варианту испытаний, представлена в табл. 3.
Количество топлива, прошедшего через трубопровод, мл
300
4,4
4,4
4,4
2150
466452
CO
Сс
СО
С> сс
С>
° °
Ct мс !
° ° м! со
° ° м
С>
С>
° м
CO сс
М о х
ID м
Сс о !
С>
ВЧ
CO м
CO
° ° м !
Ю сс м !
С> м
° ° м м !
С> м
4 !
Сс со
° ° м
° °
° ° м м ! со
° с
Ю
A о
3» (Сс см
Э ° м с °
I мс м
С> 4н!
CO см 4с
CO Ф м
° ° м !
С>
Сс
° ° со
° Ч
CO м
С) CO м
С> см м !
Ю м!
34
Сс мс
° ф мс
CO м
CO м
С> м
С> см о ф ссс Р ! офэояоя о о о> ффБ фа7ф ффрН аа
O l оф ф
С>
С>
° с
N сО
CQ
Х а
Х
Ю к
О) ф х о
l ф
° ф д и о 1 ф о
cl 3."(а
O m e Cl C. "< < фд8эаоо фоцф ф о !- ф о О
И к
Ж
1 ф о о и о х
466452
Составитель Н. Богданова
Редактор 3. Горбунова Техред Е. Подурушина Корректор Л. Брахнина
Заказ 1434/12 Изд. № 658 Тираж 902 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Как видно из приведенных в табл. 2 и 3 данных, при испытаниях по первому варианту объем насадки подобран правильно и колонка работает эффективно, удерживая практически все адсорбционные смолы (в интервале испытаний). При испытаниях по второму варианту вследствие малого объема насадки эффективность работы колонки быстро падает, а на 8 образце происходит проскок смол.
Предмет изобретения
Способ контроля качества очистки топлив от адсорбционных смол путем фильтрации топлива через адсорбционную колонку и анализа отбираемых проб, отличающийся тем, что, с целью повышения точности анализа, замеряют потенциал и ток электризации отбираемых проб, по величине которых судят о степени очистки топлива.



