Синхронный электродвигатель
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i1) 453773
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 12.02.73 (21) 1880618/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 15.12.74. Бюллетень № 46
Дата опубликования описания 07.02.75 (5l) М. Кл. Н 02k 21/46
Государственный KQ;:.-,KTBò
Совета Министров СССР ов делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.823.3 (088.8) (72) Авторы изобретения
Ф. М. Юферов, В. П. Колесников, И. Л. Осин и Н. Р. Рзаев (71) Заявитель (54) СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к электрическим машинам с возбуждением от постоянных магнитов.
Известны синхронные электродвигатели, содержащие статор с многофазной обмоткой и ротор, смещающийся в осевом направлении и состоящий из постоянных магнитов, установленных в нерабочем состоянии вне расточки статора, и стального паКета с короткозамкнутой обмоткой. Недостатком таких электродвигателей является влияние на процесс синхронизации (на величину момента входа в синхронизм) момента инерции ротора и связанного с ним нагрузочного устройства, так как ротор двигателя свободно перемещается только в осевом направлении.
Для улучшения пусковых и рабочих характеристик в предлагаемом электродвигателе короткозамкнутый ротор установлен неподвижно относительно вала двигателя, а постоянные магниты установлены подвижно и связаны с валом винтовой передачей.
На чертеже дана конструктивная схема описываемого электродвигателя.
Статор 1 электродвигателя представляет собой обычный многофазный статор машины переменного тока. Короткозамкнутый ротор 2 установлен неподвижно относительно вала 3.
Постоянные магниты 4 установлены подвижно на винтовой передаче 5 и их аксиальное перемещение ограничено упорами G и 7, выполненными из эластичного материала.
При включении электродвигателя в сеть постоянные магниты могут занимать произволь5 ное положение относительно короткозамкнутого ротора. По мере разгона ротора увлекаемые за счет сил трения в винтовой передаче постоянные магниты также приводятся во вращение и в обмотке статора возникают токи, 10 вызывающие появление тормозного момента, приложенного к телу постоянных магнитов и направленного в сторону, противоположную направлению вращения ротора. Под действием этого момента постоянные магниты по винто15 вой передаче выходят из расточки статора и занимают положение, показанное на чертеже.
Смещению постоянных магнитов по винтовой передаче за расточку статора в процессе пуска способствует также то, что, обладая
20 определенной инерционностью, постоянные магниты в первый момент, соответствующий началу вращения ротора, стремятся остаться в покое. При достижении подсинхронной скорости вращения поток постоянных магнитов сцепляется с потоком обмотки статора. При этом к постоянным магнитам прикладывается сила, составляющие которой действуют в тангенциальном и осевом направлениях. Под действием тангенциальной составляющей постоян30 ные магниты входят в расточку статора, при
453773
Предмет изобретения
Составитель В. Трегубов
Техред Т. Курилко
Редактор А. Пейсоченко
Корректор В. Брыксина
Заказ 242/8 Изд. № 1987 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 этом обеспечивается максимальное потокосцепление их с обмоткой статора и ротор входит в синхронизм. Благодаря развязке постоянных магнитов относительно вала момент инерции ротора и нагрузки не влияет на процесс синхронизации.
Преимуществом предлагаемого электродвигателя является также практическое отсутствие воздействия на ротор отрицательного синхронизирующего момента.
Синхронный электродвигатель, содержащий многофазный статор и ротор, состоящий из пакета с короткозамкнутой клеткой, установленного неподвижно на валу, и постоянных магнитов, установленных на валу подвижно, отличающийся тем, что, с целью улучшения пусковых характеристик, постоянные маг10 ниты и вал двигателя связаны винтовой передачей.

