Стопорный элемент
(») 434203
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
R АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства 337570 (22) Заявлено 02.04.73 (21) 1901787/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.06.?4. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 06.11.74 (51) М. Кл. F 16Ь 39/36
Государственный комитет
Соввта Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.838.1 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Б. Аршинов и В. Н. Сабанов (71) Заявитель (54) СТОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Изобретение относится к области машиностроения.
По основному авт, св. № 337570 известен стопорный элемент, например, для фиксации гайки относительно резь бового стержня, выполненный в виде фигурной втулки с торцовыми выступами конусной формы, входящими в пазы гайки, и с радиальными выступами, входящими в пазы стержня, и снабженный пружинным кольцом, установленным в проточках, выполненных на сопрягаемых поверхностях втулки и резьбового стержня.
Однако в известном устройстве невозможно застопорить гайку. на любом участке резьбового стержня после ее регулировки.
Цель изобретения — обеспечение возможности стопорения гайки на любом участке резьбового стержня.
Это достигается тем, что в предлагаемом элементе фигурная втулка расчленена на два концентрично соединенных на резьбе кольца, причем резьба на этих кольцах и на стержне имеет различное направление.
На фиг. 1 изображен предлагаемый элемент со; на фиг. 2 — сечение по
А — A на фиг. 1; на фиг. 3 — профиль торцовых зубьев в рабочем положении.
На резьбовом стержне 1 в подшипниковом узле 2 установлена гайка 3 с конуснымипазами 4 EIB торце, которая стопорится при помощи втулки, состоящей из кольна 5 с торцовыми выступами 6 конусной формы, входящими в пазы 4 гайки 3, и кольца 7 с радиальными выступами 8, входящими в пазы 9
5 стержня 1.
Втулка, собранная при помощи резьбы из колец 5 и 7. удерживается на стержне 1 от осевого смещения пружинным кольцом 10, размещенным в проточках, выполненных на
10 стержне 1 и на кольце 7. Резьба на кольцах
5 и 7 и на стержне 2 имеет разное направление.
Устройство работает следующим образом.
Утопив пружинное кольцо 10 через канав15 ку 11 в проточке стержня 1 приложением осевого усилия к кольцу 7 выводят его торцовые выступы из пазов гайки 3 (не выводя радиальные выступы 8 из пазов 9 стержня 1).
После регулировки зазора в подшипнико20 вом узле 2 за счет разворота гайки 3 на стержне 1 разворачивают на такую же величину, но в обратном направлении, кольцо 5 относительно кольца 7.
Осевым усилием воздействуя на кольцо 7
25 вводят торцовые выступы 6 в пазы 4 гайки 3.
Пружинное кольцо 10 фиксирует кольцо 7 от осевого смещения относительно стержня 1.
В процессе эксплуатации в условиях вибрации и тряски гайка 3 может отвинтиться или за30 винтиться на резьбовом стержне 1, Но при лю434203
Предмет изобретения
А,/ 1
Фиг, 1
1О
Риг. Z щг х
Составитель И. Проконичев
Техред Н. Куклина
Корректоры: А. Николаева и О. Данишева
Редактор Н. Суханова
Заказ 3006/19 Изд. № 1769 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, jI!,-35, Раушская наб., d. 4!5
Типография, пр. Сапунова, 2 бой возможности (даже самой незначительной) углового разворота гайки 3 кольцо 5, находящееся в постоянном безлюфтовом контакте с гайкой 3 и имеющее резьбу противоположного ей направления, автоматически стремится развернуться в обратную сторону, чем препятствует развороту гайки, т. е. произойдет самозаклинивание стопорного устройства.
Стопорный элемент по авт. св. № 337570, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности стопорения гайки на любом участке резьбового стержня, фигурная втулка расчленена на два концентрично соединенных на резьбе кольца, причем резьба на этих кольцах и на стержне имеет различное
10 направление.

