Стопорный элементsi^eeos^^^ 1йя?йт1ш"техш»
О П И С А Н И Е 337570
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Casrrcxxx
Сациалиотичеоких
Реопублин
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 20.Х1.1970 (№ 1491063/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 05.Ч.1972. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 29Л,1972
М. Кл. F 16Ь 39/36
Комитет по делам изобретений и открытий пои Совете Министров
СССР
УДК 621.838.1(088.8) Авторы изобретения
Ю. В. Пресняков, А. В. Огарков и Н. К. Полианчик
Заявитель
Е (до113ЯЦАЯ
6ЛЩ 19 МДЧИК1 БИБЛИОТЕКА
СТОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Изобретение относится к области машиностроения.
Известен стопорный элемент, например, для фиксирования гайки относительно резьбового стержня, содержащий выступы, входящие в 5 пазы, выполненные на гайке и на резьбовом стержне.
Цель изобретения — повышение надежности стопорения в тяжелых динамических условиях. 10
Это достигается тем, что предложенный стопор выполнен в виде фигурной втулки с торцовыми выступами конусной формы, входящими в пазы гайки, и с радиальными выступами, входящими в пазы стержня, и снабжен пру- 15 жинным кольцом, установленным в проточках, имеющихся на сопряженных поверхностях втулки и резьбового стержня.
На чертеже показано устройство, общий вид и сечение по А — А. 20
Стопорный элемент состоит из разрезного пружинного стопорного кольца 1, гайки 2 с пазами 3, вала 4 с пазами 5 и кольцевой проточкой б, стопорной втулки 7 с выступами 8, 9, кольцевой проточкой 10, радиальными отвер- 25 стиями 11 и заходным конусом 12.
Внутренний диаметр стопорного кольца 1 в свободном состоянии меньше посадочного диаметра d< вала 4, а наружный диаметр больше диаметра d> кольцевой проточки 10 стопорной 30 втулки 7.
Для облегчения сборки стопорного элемента количество пазов 3 на гайке 2 и количество выступов 8 на стопорной втулке 7 не должно быть кратным количеству пазов 5 на валу 4 и количеству выступов 9 на стопорной втулке 7.
Кольцевую проточку б под стоцорное кольцо
1 на валу 4 выполняют глубиной, большей диаметра проволоки, из которой изготовлено кольцо 1.
Кольцевую проточку 10 под кольцо 1 на втулке 7 изготавливают глубиной, равной половине диаметра проволок и, из которой изготовлено кольцо 1, заходный конус 12 на втулке
7 имеет диаметр Ыз, больший наружногс диаметра кольца 1 в свободном состоянии.
При сборке стопорного элемента после завинчивания гайки 2 устанавливают кольцо 1 в проточку б, затем выбирают рабочее положение вттулки 7 относительно гайки 2 и вала 4 таким образом, чтобы выступы 8 и 9 втулки 7 зашли в пазы 3 и 5 гайки 2 и вала 4.
При совмещениями выступов 8 и 9 с пазами 3 и 5 перемещают стопорную втулку 7 в осевом направлении в сторону гайки 2, при этом кольцо 1, находящееся в проточке б, обжимается конусом 12 втулки 7 и полностью погружается в проточку б„не препятствуя продвижению втулки 7 в сторону гайки 2 до тех пор, пока проточка 10 не совместится с проточкой б, в которой находится кольцо 1 в сжатом состоянии.
З,о 7570
Предмет изобретения
Составитель В. Холодкова
Техред Л. Богданова
Корректор Л. Орлова
Редактор Т. Рыбалова
Заказ 1489,.7 Изд. № 633 Тираж 448 Подп,новое
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Мосива, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
При совмещении кольцо 1, разжимаясь под действием сил упругости, заходит внешней частью торцовой поверхности в проточку 10, тем самым фиксируя втулку 7 от осевых перемещений относительно вала 4, так как глубина проточки 10 равна половине диаметра проволоки, из которой изготовлено кольцо 1.
Демонтаж элемента осуществляют сжатием кольца 1 через отверстия 11 и погружением его в проточку б, благодаря чему втулка 7 легко снимается.
Таким образом, в стопорном элементе исключено выпадание из гнезда стопорного кольца, находящегося в тяжелых динамических условиях, Стопорный элемент, например, для фиксирования гайки относительно резьбового стержня, содержащий выступы, входящие в пазы, выполненные на гайке и на резьбовом стержне, отличающийся тем, что, с цельк повышения надежности стопорения в тяжелых динамических условиях, он выполнен в виде фигурной
10 втулки с торцовыми выступами конусной формы, входящими в пазы гайки, и с радиальными выступами, входящими в пазы стержня, и снабжен пружинным кольцом, установленным в проточках, выполненных на сопряженных
15 поверхностях втулки и резьбового стержня,

