Патент ссср 433603
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11),433603 (61) Зависимое от авт. свидетельства(22) Заявлено17. 05,72 (21/785234/24-7 (51) М Кл.
Б 02 Ы 4I/04 с присоединением»st>K I8486I8/24-7
Гасударственный номнтет
Соната Мнннстров СССР оо делам нэооретеннй н открытнй (32) Приоритет—
Опубликовано25. 06. 743юллетень,1нс 23 (45рДата опубликования описания- 5 I2 7 (5З) УДК62?. ЗХЗ. ,39. I2 (088.8) (n) Автор изобретения
ДЛ. Свечарник
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного
3намени институт инженеров желеанопорожного транспорта (54) ЛИНЕЙН1ф ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1ПРЕМЕНБОГО ТОКА
Известен линейный электродвигатель переменного ТоКВ содержащий стержневой магнитопровод с сосредоточенной обмоткой возбуждения и обмоткой статора, уложенной 5 в шихтованном сердечнике, и гребенчатую безобмоточную сйстему полюсов объединенных спинками.
4 описываемом двигателе для повышения надежности магнитопровод 1о снабжен с двух сторон магнитными пакетами, в пазах которых уложена обмотка статора, продленная на длину пакетов а указанные спинки гребенчатой системы выполнены с 15 чередующимися по полюсному делению зубцами и впадинами и образуют одноименно-полвсные системы. Между этими системами могут располагаться в шахматном порядке несколько ря- 20 дов магнитопроводящих элементов, образующих разноименно-полюснув систему полюсов. Кроме того, для регулирования скорости и тягового силин обмотка возбуждения подклв- 25
2 чена к сетй переменного тока, а выходы последовательно соединенных проводников обмотки статорак регулировочным реостатам.
На фиг. I изображен предложенный двигатель, продольный разрез (трехфазный вариант выполнения); на фиг. 2 — неподвижный ма нитопровод гребенчатой системы, вид сверху; на фиг. 3 — схема йодключения регулировочных реостатов; на фиг. Ф вЂ” схема расположения об,моток статора; на фиг. 5 — двигатель с несколькими рядами магнитопроводящих элементов, образующих разноименно-полвсную систему, общий вид на фиг. 6 —.то же, вид сверху бее сисйеиы воебуидеиия); на фиг. 7 — двигатель с несколькими магйитопроводами возбуждения, каждый из которых связывает между собою соседние пакеты, общий вид; на фиг. 8 — магнитопроводящие элементы (три варианта выполнения).
Описываемый двигатель (см.
ОЗ действующий с магнитоп оводящищи. элементами пути." течение времейи прохождения тока в проводах якорно обмотки магнитопроводящие элементы пути представляют собой полюса электромагнитов вследствие того, что через них проходит поток одного и того же направления. Якорные провода уложены в пазы ламелированных пакетов таким образом, что с одноименными полюсами на пути взаимодействуют провода с одинаково направленными токами (см. фи г. 6)
Магнитный поток из магнитопровода И проходит в спинку, например, крайнего левого пакета 3, и через зубцы пакета и воздушный зазор, взаимодействуя с токами проводов, проходящими поперек первого пакета и находящимися над полюсами первого ряда, попадает в одноименные полюса, йапример, крайних левых {I-й ряд) магнитойроводящих пакетов 5. Затем поперек пути, вдоль оси крайних левых элементов, йоток проходит в полюса, расположенные под вторым пакетом якоря (во 2-м ряду}, и через воздушный зазор— в следующий пакет якоря, далее по спинке этого пакета снова через зубцы, через воздушный зазор снова в полюса второго ряда магнитопроводящих элементов пути... Так многократно последовательно проходя по пакетам якоря и магнитопроводящим элементам пути, магнитный поток проходит из крайних левых полюсов к крайним правым полюсам (крайний правый ряд одноименных полюсов) и через воздушный зазор поступает в крайний правый пакет якоря и замыкается в магнитопроводе И. Причем, если количество рядов магнитопроводящих элементов, уложенных по ширине пути, равйо fl, то количество ламелированных йакетов якоря соответственно равно Vl + I, Сечения магнитопроводящих элементов (см. фиг,7, 8а,б) целесообразно выполнять переменными с максимумом в средне части элементов и минимумом по их краям, 3 4336
- иг. I 2) содержит обмотку возужденйя 1 с шихтованным магнитопроводом 2,- левый 3, средний 4 и правый 5 пакеты статора и гребенча. тую безобмоточную систему полюсов, объединенных спинками состоящую из левого 6, средних 7 8 и правого 9 полюсов, Обмотка 10 охватывает все пакетй 3,4 и 5 статора.
Путь магнитного потока для од 1о ной фазы двигателя следующий. Магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения I переменного тока, по. магнитопроводу 2 проходит в пакет статора В, через воздушный зазор 5 попадает в полюс гребенчатой системы, затем в соединенный с ним полюс 7 и вновь через воздушный зазор в средний пакет Ф статора.
Аналогично магнитный поток прохо- 2о дит по лево" части магнитной системы (пакет 5 полюса 9,8, пакет
4). В других фазах магнйтйый поток проходит тот же путь.
Взаимодействие магнитного по- 25 тока с тоном, возникшим в статорных обмотках I0, создает тяговое усилие. При расйоложении магнитопровода и обмоток статора на тележке последняя приходит в движение. зо
На фиг. Ф показана схема расположения статорной обмотки I0.
Фазы этой обмотки смещены относительно друг друга в общем случае на угол 360/ю эл.град.,где vol -числоз5 фаз, причем за 360 эл.град. принимается расстояние вдоль пути между осями одноименных полюсов гребенчатой системы (угловые смещения в электрических градусах приведены 4о слева на фиг.2 и справа на фиг.4).
Схема включения добавочных реостатов в обмотку ?О статора для регулирования скорости и силы тяги показана на фиг. 3,где цифрами 45 соответственно iI-, 12-12, э1, 2 -2I и т.д. обозначены начала и концы катушек различных фаз, соединенных между собою последовательно, причем циф- 5о а с индексом соответствует номеру азы, а цифра с индексом и штрихом
- койцу катушки.
Предложенный двигатель содержит также (см. фиг. 5,6) ярмо (магнитопровод) И, обмотку возбуждения I2, ламелйрованные пакеты
I× якоря, провода ХФ якорной обмои ки,. магнйтопроводящие элементы пути I5, рельсы I6.
Прй подаче питания в обмотку возбуждения I2 в магнитопроводе Ы возникает магнитный поток. взаимоПредмет изобретения
I. Линейный электродвигатель переменного тока, содержащий стержневой магнитопровод с сосредоточенной обмоткой возбуждения и обмоткой статора, уложенной
433603 8 в шихтованном сердечйике, и гре-: между одноименно-полюсными систебенчатую безобмоточную систему мами расположены в шахматном пополюсов, объединенных спинками, рядке несколько рядов магнитопроо т л и ч а ю щ и И с я тем, что, водящих элементов, образующих разо целью повышения надежности, .5 ноименно-полюсную систему полюсов. магнитопровод снабжен с двух сто- 3 длект рон магнитными пакетами в паз ах о т л и ч а ю шийся тем, что, лектродвигатель по п. I, которых уложена обмотка статора,. с целью регулирования скорости и продленная на длину пакетов, а тягового усилия, обмотка возбуиспинки гребенчатой системы выпол- 1о дения подключена к сети переме нонены с чередующимися по полюсному ro тока, а выходы последовательно делению впадинами и зубцами и об- соединейных проводников обмотки вазтют олноименно-полюсные сис . статора — к регулировочным реоствтемы. таме
2. Электродвигатель по и. I, » Приоритет по и И я тем что 2
2 3
2 д ф У Б г Ъ 4 Ъ 4 ! !в,) (ю N ЩЯ юг. 8
Составитель 3»70PHMR ехред Г ВЯСИЛБОВ9 Корректор H. Б6ЛЯВСЯЩф
Редан iор
Т. Загреб аа gag цзд. p9 $$Q Тираж U2
Подписное
ЦП!!П!!!! Госуда1 ственного комитета Совета Министров СССР ио делам изобретений н открьпий
Москва, 113035, Раушскаи наб., 4
Предприятие «Патент», Москва, Г.59, Бережковская наб., 24







