Бвокомекторная элжтрическая машина постоянноготока
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИД6ТенЛЬСТВУ (1 t) 433599
Союз Советскик
Социа листки ескик
Республик (бт) Зависимое от авт. свидетельства (51) M Кл.En&29/00
НОЙ 9/r6 (22) Заявлено 06.04. 70 (21) E426955/247 с присоединением заявкиФГнеударстненный каинтет
Сената йнннстреа СССР не делам нзебретеннй н етнрытнй (32) Приоритет (5З) УИК62Х.3.043-713(088. 8) Опубликовано25.06.7 Фтоллетень М 23 (45)!Дата опубликования описания18.П.74 (72) Авторы Е.Х.ДЩЦЕР, Б.Л.КОНОВАЛОВ„Д.Б.КАРАЯН, Б.В.СПИВАК, изобретения А А.ЧИТИРИЦСКИЯ О.Б,урАдОВ В C дцЫИШЕВ и О.В.БАРКОВ . (Л) Заявитель (54) БИЖОПЛИ(ТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ MAIIINHA ПОСТОЯННОГО
ТОКА
2 т„
Известны электрические машины постоянного тока с якорем,лобовые части обмотки которого удерживаются от перемещений посредством обмоткодержателей,охлаждаемые жидкостью, поступающей из центрального отверстия вала.
Предложенная машина отличается тем, что для упрощения конструкции на внутренней поверхности указанного обмоткодержателя со стороны вала выполнен радиальный выступ, снабженный радиальными и сообщающимися с ним аксиальными каналами, гидравлически соединенными с каналом, выполненным в соответствующем радиальном выступе вала, в который охлаждающая жидкость поступает из центрального отверстия вала.
Радиальный выступ вала может быть выполнен в виде съемного кольца, изготовленного из некорродирующего материала.
На фиг. I изображена предлагаемая бесколлекторная электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, при этом выступ на валу выйесен за пределы
5 лобовых частеи; на фиг. 3 — то же, выступ на валу выполнен съемным; на фиг. 4 — то же, выступ вала выполнен как одно целое с трубкой подачи охлаждающей жидкости; на
1О фиг. 5 - разрез по А-А на фйг. Х; на фиг. 6 - разрез по Б-.Б на фиг. 2; на фиг. 7 — разрез по В-В на фиг. 3; на фиг. 8 — разрез по
Г-Г на фиг. 4.
В.пазы шйхтованного сердечника I якоря уложена обмотка 2, ло бовые части 3 которой имеют отводы 4 и выпрямители 5, установленные на токособирающих кольцах 6, 2О в которых выполнены внутренние каналы 7 для прохода охлаждающей жидкости, Лобовые части 3 обмотки 2 опираются на обмоткодержатель 8, 25 снабженный выступами 9 с выполнен599
ЗО
4О
433
3 ными в них рздиальными IO и аксиальными П каналами для подвода или слива охлаждающей жидкости.
На валу 12 якоря выполнены выс пы I3, сопрягающиеся с выступами
9 обмоткодержателя. В выступах
I3 вала выполнены радиальные
I4 и аксиальные Х5 каналы. Последние соосны с аксиальными каналами
П в выступах 9 обмоткодержателя и гидравлически соединены с каналом подачи I6 или слива I7 охлаждающей жидкости. Соединение каналов II c каналами I5 и каналов 7 с каналами I7 осуществляется при помощи втулок I8 или I9, уплотненных резиновыми кольцами 20.
Выступы на валу могут быть вынесены за пределы лобовых частей обмотки, и в этом случае предлагаемая конструкция приобретает вид, показанный на фиг. 2,3, 4 6,7,8. В этом случае каналу
I выступов 2I (дм. фиг 2,63, 22 (см. фиг. 3,7) и 23 (см. фиг.4, 8) соединены с каналами II в выступах 9 обмоткодержателя 8 с помощью трубок 24, закрепленных на валу накладками 25. Конца трубок 24 уплотнены в каналах I5 z
П с по,,1ощью уплотняющих элементов, например резиновых колец 26.
Выступы 2Х (см. фиг.3 и 6) выполнены как одно целое с валом.
Выступы 22 (см. фиг. 3 и 7) выполнены в виде съемного кольца из некорродирующего материала, насаженного на вал в горячем состоянии, а каналы I4 уплотнены с помощью втулок 27 с уплотняющими кольцовы 28. Выступы 23 (см. фиг.
4 и 8) выпслнены в виде бобышек, прикрепляемых к валу с помощью болтов 29, а трубки 24 приварены к выступам 23. Канали I4 могут быть ар яровайы трубками 30 из некорродирующего материала, а уплотнение каналов I4 осуществлено с помощью уплотнений 31.
Подача и слив ахлаждающей жидкости осуществляется следующим образом.
Na канала подачи I6 охлаждающая жидкость поступает в расположенные диаметрально противоположно радиальные каналы I4 зала и через уплотнительные втулки или трубки 24, соединяющие каналы
II и I5, йопадает в каналы П) обмоткодержателя, откуда через уплотнительыые втулки ХЭ поступает в кольцевые каналы 7 токособирающих колец 6. Нагретая жидкость отводится по аналогичным трактам, сдвинутым относительно трактов подачи в каналы слива I7.
Предмет изобретения
I. Бесколлекторная электрическая машина постоянного тока с якорем, лобовые части обмотки которого удерживаются от перемещения посредством обмоткодержателеи Охлаждаем,я дкостью, по | пающей из центрального отверстия вала, отличающаяся тем, что, с цельй упрощения конструкции, на внутренней поверхности обмоткодержателя со стороны вала выполнен радиальный выступ, снабженный радиальными и сообщающимися с ним аксиальными каналами, гидравлически соединенными с кайалом, выполненным в соответствующем радиальggM выступе вала, в который Охлаждающая жидкость поступает из центрального отверстия вала.
2,Машина постоянного тока по и. I стличающаяся тем, что радиальныи выступ зала выполйен в виде съемного кольпа, изготовленного из некорродирующего материала.
433599
5— - b
12
Уиг.6
Г-l
12
Риг. 7
Риг. 8
«©ф !ьд м .яя
1!i()3ih Я2
1!о,тггнсггое.!вказ!!11!111!!И 1 осуиарствеиного колгнтота Совета Министров C:(:(. но делал1 изобретений и огкрытгггй
Москва, 113035, Рнушскав наб., 4
1!р, гнрпвгн 1!агента, M!)(:êнв, 1 -5г!, Б< ревгковгкев и;и:, !4
Сосгавителв MiПОдГО )ная
Т. Загребельная техред . ЯасцЛЬедс!







