Гребенка для измерения распределения параметров пограничного слоя
ОПИСАНИЕ
<«>432364
Союз Сооетскнк
Сенналисткческик
Реслублкк
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 09.02.72 (21) 1744262!40-23 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет—
Опубликовано 15.06.74. Бюллетень ¹ 22
Дата опубликования описания 26.0б.75 (51) М. Кл. G Olm 9/00
7всударственньй комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открь1тнЙ (53) УДК 629.7.018.1 (088.8) (72) Авторы изобретения Д. И. Погорельский, В. И. Варцаба, Д. Ф. Тартаковский, В. А. Кузьмин и В. Н. Банни.(71) Заявитель (54) ГРЕБЕНКА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ПАРАМЕТРОВ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ
Изобретение относится к области измерений параметров потока жидкости или газа и ложет быть использовано, например, для измерения распределения скорости потока жидкости в поперечных сечениях пограничного слоя различных плавающих объектов, напри,мер кораблей и:судов, в натурных условиях.
Известна гребенка для измерения распределения параметров пограничного слоя, например, модели корабля, состоящая из датчиков, корпуса н привода, выполненного в виде ходового винта, обеспечивающего перемещение датчиков по нормали к внешней поверхности исследуемой модели.
С целью повьгшения точности измерений параметров пограничного слоя в предлагаемой гребенке в корпусе смонтированы направляюI1lие с устансвлечными на них каретками, на которых закреплены указанные датчики, а ходовой винт взаимодействует с каретками отдсльными своим участками, выполненными с резьбой разного ша".à, величина которого возрастает ".о мере удаления пх от основания гребенки.
На фиг. 1 изображена предлагаемая гре- >5 бенка, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, впд спереди; на фиг. 3 — то же, вид сверху. ! ресенка состоит из датчиков f, которые смонтированы на каретках 2, имеющих отверстия под направляющие 3, ходового винта 4, Э0 взаимодействующего своей резьбой с ответной резьбой отверстия каждой каретки 2, привода б ходового винта 4 и корпуса б, во внутренней полости которого расположены каретки 2, направляющие 3 и ходовой винт 4. Корпус б снабжен продольным пазом 7 для ввода датчиков 1 в поток и установлен (фиг. 3) свопм основанием 8 на внешней говерхности 9 исследуемой модели. Ходовой винт 4 разделен по длине,на участяи, каждый из которых имеет резьбу постоянного, но отличного от резьбы на других участках шага. Величина шага резьбы возрастает по мере удаления участка ходового винта 4 от основания корпуса б.
Измерения распределения скорости с помощью гребенки осу:цсствляют следующим образом.
При измерении распределения скорости потока жидкости в поперечном сечении пограничного слоя скорость измеряется датчиками I гребенки одновременно в нескольких точках. При этом непосредственно в момент измерения датчики фиксируются на заданном расстоянии от поверхности 9 объекта с помощью привода б. Это расстояние может быть установлено, например, в зависимости от числа оборотов двигателя.
Если необходимо, например, увеличить базу измерения, ходовой винт 4 приводится во вращение в определенную сторону с по432364
Предмет изобретения
Фиг.2
Фиг. 5
Составитель M. Яшин
Техред 3. Тараненко
Корректор И, Симкина
Редактор В. Иовоселова
Заказ 370/750 И1з. № 1701 Тираж 760 Подписное
LIHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент». мощью привода 5. Ходовой винт плавно перемещает каретки 2 с закрепленными на нпх датчиками 1 вдоль длинной стороны паза 7 в корпусе-обтекателе 5 гребенки.
При этом расстояние между соседними датчиками увеличивается Hc, величину, IlpolIOp циональную числу оборотов двигателя (привода 5) и шагу резьбы на конкретном участке, что приводит к увсличеншо базы измерения.
По достижении заданного положения датчиков 1 и величины оазы измерения двигатель (привод 5) выключается.
Если уменьшают базу измерения, двигатель (п,р и вод 5) включают на 1вращение в противоположную сторону.
Гребенка для измерения распределения параметров пограничного слоя, например модели корабля, состоящая из датчиков, корпуса и привода, выполненного в виде ходового винта, обеспечивающего перемещение датчиков по нормали к внешней поверхности исследуемой модели, от,гггчагощаягя тем, что, с
10 целью повышения точности измерений параметров пограничного слоя, в корпусе смонтированы направляющие с установленными на нпх каретками, на которых закреплены указанные датчики, а ходовой винт взаимодсйст15 вуст с каретками отдельными своими участкамп, выгголненными с резьбой разного шага, величина которого возрастает по мере удаления пх от основания гребенки.

