Привод к насосам мембранного типа
ОП СА Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н И (ii) 430232
Союз Советских
Социалистимеских
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.05.72 (21) 1784396/31-16 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.05.74. Бюллетень № 20
Дата опубликования описания 02.11.74 (51 ) М. Кл. F 04Ь 49/00
А 61m 1/00
Государственный комитет
Совете Министров СССР ов делам изооретеннй н открытий (53) УДК 612.658:612. .172.5 (088.8) (72) Автор изобретения
E. Е. Балабин (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники (54) ПРИВОД К НАСОСАМ МЕМБРАННОГО ТИПА
Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в аппаратуре искусственного кровообращения.
Известен привод к насосам мембранного типа, содержащий электродвигатель, червячный редуктор, механизм преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное с устройством регулирования ударного объема, рукоятку ручного привода и насосы, Цель изобретения — упрощение конструкции устройства, повышение к.п.д. и обеспечение надежности и удобства в эксплуатации.
Для этого механизм преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное с устройством регулирования ударного объема выполнен в виде полого вала с несколькими парами сквозных отверстий, оси кото рых расположены перпендикулярно к оси полого вала, и направляющими, расположенными на наружной поверхности полого вала параллельно оси сквозных отверстий. В полом валу установлен внутренний вал со скосами, расположенными соответственно сквозным отверстиям в полом валу, у торца которого смонтирован механизм перемещения внутреннего вала, диски ползунов кулис смонтированы в направляющих полого вала и снабжены кулачками, расположенными в сквозных отверстиях и взаимодействующими со скосами внуцреннего вала, кулисы соединены с ползунами на опорах качения, а вал электродвигателя — через электромагнитную муфту с червячным редуктором.
На чертеже изображена кинематическая схе»а привода к насосам мембранного типа.
Привод содержит электродвигатель 1, электромагнитную муфту 2, червячный редуктор 3 и червячное колесо 4, механизм преобразования вращательного движения в возвратно-по10 ступательное, содержащее полый вал 5 червячного редуктора, внутри которого установлены вал с клиньями 6, пружина 7 и винт 8 с шариком 9. Винт соединен с гайкой 10, установленной в корпусе привода и имеющей ру15 коятку 11 для вращения. На выходном валу червячного редуктора в направляющих 12 установлены диски 13 с кулачками 14, п ри помощи которых диски соединены с клиньями.
Диски установлены на шарикоподшипниках 15
20 в ползунах 16. Ползуны установлены на шариковых направляющих 17 в кулисах 18, концы которых являются штоками 19 насосов 20.
С червячным колесом соединена рукоятка 21 ручного привода„
25 От электродвигателя через электромагнитную муфту и червячный редуктор вращение передается на полый вал 5. Если при этом клинья 6 находятся в начальном положении, п ри котором эксцентриситет дисков 13 равен
30 нулю, то диски вращаются в шарикоподшип430232
10 никах 15, а ползуны 16 неподвижны, при этом штоки 19 насосов 20 также неподвижны.
При повороте рукоятки 11 гайки 10 винт 8 перемещается из своего начального положения, например, влево. Это движение передается через шарик 9 клиньям 6. Перемещение клиньев через кулачки 14 передается дискам, которые теперь имеют эксцентриситет относительно оси цращения вала 5, При вращении вала эксцентричное движение дисков передается через шарикоподшипники 15 ползунам 16 и далее кулисам 18 и штокам 19 насосов 20.
Кулисы при этом перемещаются в горизонтальном направлвнии, поскольку, штоки установлены в направляющих, разрешающих только горизонтальное перемещение. Ползуны перемещаются с кулисами в горизонтальном направлении и одновременно в вертикальном по шариковым направляющим 17 в кулисе 18. Таким образом, при смещении клиньев из своего начального положения возникают эксцентриситеты дисков 13, и штоки 19 насосов 20 начинают двигаться возвратно-поступательно. Изменяя с помощью винтовой пары 9 — 10 положение клиньев, можно изменять величину хода штоков, т. е. производительность насосов.
Шарик 9 служит для передачи горизонтального движения с винта 8 на клинья и предохранения винта от вращения клиньями. Пружина
7 способствует постоянному поджатию клиньев к винту и компенсации реакции мембран насосов на клинья. Шариковые направляющие 17 служат для уменьшения потерь на трение в кулисной паре 16 и 18, а рукоятка 21 — для ручного привода при отключенном электродвигателе.
При отключении электропитания электродвигатель останавливается, и электромагнитная муфта разъединяет вал электродвигателя и червячного редуктора. При вращении рукоятки 21 ручного привода полый вал приводит в движение штоки насосов и червячное колесо 4.
4
Червячное колесо приводит во вращение червяк. При вращении червяка с ббльшей скоростью скорость вращения червячного колеса стабилизируется.
Таким образом, за счет применения клиновидного механизма исключено трение в регулирующем механизме п ри вращении выходного вала червячного редуктора. Трение, возникающее только в момент изменения величины хода штока насосов, не передается на электродвигатель.
Предмет изобретения
Привод к насосам мембранного типа, содержащий электродвигатель, червячный редуктор, механизм преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное с устройством регулирования ударного объема, рукоятку ручного привода, насосы, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения к. п.д. и обеспечения надежности и удобства в эксплуатации, механизм преобразования вращательного движения в возвратнопоступательное с устройством регулирования ударного объема выполнен в виде полого вала с несколькими парами сквозных отверстий, оси которых расположены перпендикулярно к оси полого вала, и направляющими, расположенными на наружной поверхности полого вала параллельно оси сквозных отверстий; в полом валу установлен внутренний вал со скосами, расположенными соответственно сквозным отверстиям в полом валу, у торца которого смонтирован механизм перемещения внутреннего вала, диски ползунов кулис смонтированы в направляющих полого вала и снабжены кулачками, расположенными в сквозных отверстиях и взаимодействующими со скосами внутреннего вала, кулисы соединены с ползунами на опорах качения, а вал электродвигателя— через электромагнитную муфту с червячным редуктором.
430232
Составитель Т. Головина
Редактор Л. Ксенофонтова Техред 3. Тараненко Корректор А. Степанова
Заказ 2858/13 Изд. № 1688 Тираж 651 Подписное
UHHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5
Типография, пр. Сапунова, 2


