Стреловой подъел1ный кран
424803
Союз Советских
Социалистических
Респубпик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 17.03.72 (21) 1760211,/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25.04.74. Бюллетень ¹ 15
Дата опубликования описания 09.10.74 (51) М. Кл. В 66с 23/10
Государственный комитет
Совета Министров СССР ео делам иееоретений и открытий (53) УДК 621.873(088.8) (72) Авторы изобретения
М. Ф. Глушко и И. Ф. Пахомов (71) Заявители
Одесский политехнический институт и Одесский завод тяжелого краностроения имени Январского восстания (54) СТРЕЛОВОЙ ПОДЪЕМНЫЙ КРАН
Изобретение относится к стреловым подъемным кранам, оборудованным двуплечими гуськами, с горизонтальным перемещением груза при изменении вылета стрелы.
Известны стреловые подъемные крапы, содержащие качающуюся стрелу с шарнирно укрепленным в ее верхней части гуськом, механизмы управления гуськом и подъема груза, стреловой и гуськовый полиспасты.
Целью изобретения является выравнивание горизонтальной траектории движения груза при работе гуськом в фиксированном положении стрелы крана.
Достигается это тем, что гусек выбран такой формы, при которой угол качания оси хобота гуська относительно вертикальной плоскости равен углу качания оси укосины гуська по отношению к оси стрелы крана, причем разница между этими углами не превышает 10 .
Кроме того, отклоняюшие блоки грузового каната могут быть размещены на укосине гуська и отношение кратностей грузового и гуськового полиспастов выбрано меньшим удвоенного отношения длины укосины и хобота гуська.
Отклоняющие блоки могут быть размещены на конце укосины гуська, а отношение кратности грузового полиспаста к увеличенной на единицу кратности гуськового полиспаста выбрано меньшим удвоенного отношения длин укосин и хобота гуська.
На фиг. 1 изображен предлагаемый стреловой кран, общий вид; на фиг. 2 — схема запасовки канатов и блокировки механизмов управления гуськом и подъема груза с зубчатой передачей; на фиг. 3 — схема запасовки канатов и блокировки механизмов управления гуськом и подъема груза с блрабанамп, посл10 жепными на одну общую ось; на фиг. 4 — управляемый гусек; на фиг. 5 — управляемый гусек и крюковая подвеска грузового полиспаста в различных положениях.
Кран содержит стрелу 1, которая своим
15 нижним концом укреплена в шарнире 2 на основании 3 крана. Стрела 1 удерживается в фиксированном положении оттяжкой 4 стрелоподъемного полиспаста 5, укрепленного на портальной стойке 6. На головке стрелы 1 в
20 шарнире 7 укреплен гусек 8, который состоит из хобота 9, укосины 10 и стойки 11, соединенных между собой растяжками 12 и 13 в одно жесткое звено, поворачивающееся в шарнире 7. На конце хобота 9 гуська размсще25 ны отклопяющHP блоки 14 I> 15 грузового полиспаста 16, удерживающего крюковую подвеску 17. На укосине 10 гуська размещена вторая пара отклоняющих блоков 18 и 19, служащих для проводки грузового клпата.
30 На конце ;û 10 гуська в серьге 20 ук424803
15 (3) гО
3 реплен блок 21 гуськового полиспаста 22, ветви которого проведены через отклоняющие блоки 23 и 24, укрепленные вместе с отклоняющим блоком 25 грузового каната на стреле 1 у ее нижнего основания.
Кран содержит размещенные па его основании 3 грузовую лебедку (барабан) 26 и двухбарабанную лебедку управления гуськом, состоящую из основного 27 и уравнительного
28 барабанов, соединенных между собой в общем случае зубчатой передачей 29. При небольшом передаточном отношении между окружными скоростями уравнительного и основного ба рабанов в пределах i=1 — 1,5(2 эти барабаны могут быть выполнены разных диаметров и посажены на одной общей оси.
Запасовка канатов проведена, например, следующим образом. Один конец грузового каната 30 намотан па барабан 26 грузовой лебедки. Сходя с грузового барабана 26, грузовой канат 30 проходит последовательно через блоки 18 и 14, размещенные на укосине
10 и на конце хобота 9 гуська. Затем, обойдя блок крюковой подвески 17, канат снова возвращается на гусек 8 и, проходя последовательно через блоки 15 и 19, отклоняющийся блок 25 вторым концом поступает на уравнительный барабан 28 лебедки управления гуськом.
Канат 31 лебедки управления гуськом одним концом намотан на ее основной оарабан
27, с которого он последовательно проведен через блоки 23, 21 и 24, образуя паралле, ьные ветви гуськового полиспасга 22, и вторым концом закреплен на серьге 20.
На барабаны 27 и 28 канаты 30 и 31 заведены так, что если канат 31 гуськового полиспаста набегает на основной барабан 27 (подъем хобота гуська), то грузовой канат
30 при этом сматывается с уравнительного барабана 28. Уравнительный барабан 28 может быть цилиндрическим, коническим или криволинейного профиля. Кратность грузового полиспаста 16 равна двум, а кратность гуськового полиспаста 22 — трем. Изменяя число ветвей канатов, можно получить другие кратности полиспастов.
Соотношения размеров звеньев гуська хобота 9 — укосины, 10 — стойки 11 — растяжек 12, 13 выбраны такими, при которых в процессе качания гуська угол Р наклона оси хобота 9 к вертикали 1 — 1 примерно равен углу 7 наклона оси укосины 10 к оси стрелы 1 крана, проходящей через центры ее концевых шарниров 2 и 7, т. е. у= (1). Для этого угол а раствора плеч гуська, образованный между осями хобота 9 и укосины 10, назначается большим угла q> наклона стрелы 1 и горизонтали II — II на величину прямого угла, т. е. а= ср+90 (2) .
Величина угла а раствора плеч гуська, обеспечивающая условие у= р (уравнецие 1), для различных фиксированных углов q> наклопа стрелы 1 крана регулируется сменны40
55 б0
65 ми инвентарными растяжками 12 и 13 или, по крайней мере, одной из них.
Регулирование угла а может быть осуществлено также растяжками 12 и 13, выполненными известным образом так, что их длина регулируется в необходимых пределах. При эчом, если блоки 18 и 19 размещены на укосипе 10 гуська 8 вблизи шарнира 7 на головке стрелы 1 или, по крайней мере, на расстоянии от шарнира 7, меньшем половине длины укосины 10, то передаточное отношение между окруяными скоростями уравнительного 28 и основного 27 барабанов сблокированной лебедки управления гуськом определяется примерно соотношением
nZ, i =
ZR где h — длина хобота 9 гуська;
Л вЂ” длина укосины 10 гуська; и — кратность грузового полиспаста 16;
Z — кратность гуськового полиспаста 22.
Наиболее простое соединение основного 27 и уравнительного 28 барабанов путем посадки их на общую ось (см. фиг. 3) получается при
i(2, что дает такое соотношение (2 или — (2 —, (4)
ZR Z 1.
". е. отношение кратностей грузового и гуськового полиспастов назначается меньшим удвоенного отношения длин укосины и хобота гуська.
При размещении отклоняющих блоков 18 и
19 на конце укосины 10 гуська 8 (см. фиг. 1) передаточное отношение i(2 получается при соотношении
n R (2 —, Z+-1 L т. е. отношение кратности грузсвого полиспаста к увеличенной на единицу кратности гуськового полиспаста назначается меньшим удвоен ого отношения длин укосипы и хобота гуська.
Работа крана происходит следующим образом. Вначале в зависимости от технологической ситуации выбирают угол ср наклона стрелы 1, в фиксированном полояении которой крап будет работать только гуськом с горизонтальной подачей груза. После этого регулируют угол а раствора плеч гуська так, чтобы он был равен углу ср наклона стрелы 1 плюс 90 (уравнение 2). С помощью стрелоподъемного полиспаста 5 устанавливают стрелу 1 в выбранном положении под углом «р к горизонту и производят подачу грузов качанием гуська.
При подъеме хобота 9 гуська (см. фиг. 1 и
5) канат 31 полиспаста управления гуськом (см. фиг. 2 и 3) наматывается на основной барабан 27, а грузовой канат 30 при этом сматывается с уравнительного барабана 28 и за счет этого грузовой полиспаст 16 удлиняется настолько, что крюковая обойма 17 грузового
424803 полиспаста 16 остается примерно на одтто т горизонтальном уровне (см. пунктир на фиг. 5).
При опускании хобота 9 гуська движения канатов 30 и 31 совершаются в обратном I!пправлении. 3а счет выбора грузового каната
30 грузовой полиспаст укорачивается настолько, что крюковая обойма 17 снова остается примерно на одном и том же горизонтальном уровне.
Изготовлена действуюптая мо.те, ь стреловой системы, соответствуюптая в тастцтабе
1: 15 стреловой систе.;те серийно о стрелового самоходного крана с управляе тт,т;. гуськом типа КС-5363 с длиной стре,льт 30 ..t и, линой 15 хобота гуська 10 м. Испытания моте "iï показали, что при предлагаемой форме гуська максимальное отклонение груза от гопизонтаЛЬНОй тоаЕКтОРИИ В ПЕРЕСЧЕТЕ Tin ттатУПЯлЬные размеры крапа тте превыцтяет . Н=0,3 — 20 — 0,4 м. Степень > отклоне!!zit гс пттзотттлльпой траектопии движения гпузл ппттттято oziezzивать максимальной плзттостьто ровней голоженил груза в пропентах по отттошепт то к ттаибольтттему Вы. ILò«L стпелы (В дn!I!Tacit с.", — чае хобота гуська). т. е. <= — 100 .т. В датт—
AH 0
I пом случае эта величина составляет
100% 3 4 о;.,, 0,3 — 0,4
10 что является достаточно высокой стегеш.!о выравнивания горизонталььто,"т траек-.ории движения груза.
При отклонении угла а раствора глсч гусь- 35 ка от предллгаемой вели ти .. степень отклонения траектории движения груза от горизонтальной быстро возпастает.
Основным требованием и форме гуська является то, чтобы угол р наклона хобота гусь- 40 ка 9 к вертикали был равен углу g цлклонл укосин;I 10 гуська к оси основной стрелы 1 крапа. На практике геометрически точное выполттец:те раветтства этих углов осуществить невозможно. Поэтому предлагается примерное равенство этих углов. Исследовлтц:я нл модели показали, что для удовлетвопптельпого выравнивания горизонтальной траектории движения груза можно допустить разность между этими углами, не превьтшатотцуто 10 .
Ппедмет изобпетения
1. Стреловой подъемный крап. содержлтцттй качаюшуюся стрелу с тпар иртто укреплетшьтм в ее верхней части гуськом, механизмы управления гуськом и подъема груза, я также стреловой и гуськовой полиспасты. о т л TI ч л IoII! ий с я те т, что, с цельто вьтрлвнивапия горизонтальной траектории двттжеттття гнула пртт работе гусько т в фиксированном положении стрелы крана, гусек выбран такni формы, ппи которой угол кячяппя оси хобота гуська от»осителт.по вертикальной п..тоскости равен угу, кл TUFITIH оси мкосиньт г ст кл по с тцоптеттито к оси стрелы крана, причем плзттиттл между этими углами не превытпает 10 .
2. 1 рятт по и. 1, отличлтошийся тем, что отклонятошие блоки газового кnzinrn рлз тетттеньт ня укосине гуська». отцошстше кратттостей грузового и гуськового полиспастов выбрано меньттттт.,т удвоенного отношет пя длин укосипы и хобота гуська.
3. 1<ватт по п. 1, отличающийся тем, что откло..o,þïzztå блоки грузового кяпята рязмептеньт нл конце укосины гуська. л с тттотпепие кват»ости грузового голисплстя к ув"личенной нл единицу кратности гуськового полиспаста выбрано iteiii Uiztit утвоенного отношения длин укосин и хоботл гуська.
424803
Составитель Л. Трофимчук
Редактор 3, Твердохлебова Техред Т. Курилко Корректор Л. Орлова
Заказ 2683)11 Изд. № 763 Тираж 811 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 Г,1 1





