Патент ссср 417698
! г
ОП И .САН И Е
ИЗОЬРЕтЕНИЯ
4I7698
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 27.!!!.1972 (№ 1?65051/18-10) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 28.11.1974. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания ЗОХП.1974
М. Кл. G 01l 5/16
Гасударственный комитет
Совете Министров СССР но делам изобретений и открытий
УД К 531.781 (088.8) Авторы изобретения
Н. М. Кислицын, Х. Т. Тураев, В. И. Шишкин и В. А. Яковлев
Заявители
Горьковское объединение по производству автомобилей и
Научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики при Горьковском университете
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УСИЛИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ
НА КОЛЕСО
Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения сил и моментов, действующих на колесо при стендовых и дорожных испытаниях.
Известны устройства, содержащие динамометрическую систему с тензодатчиками.
Цель изобретения —,повышение точности и упрощение конструкции устройства.
Для этого в предложенном устройстве динамометрическая система выполнена в виде соосной с осью колеса поворотной планшайбы, в направляющих которой установлен шкворень, связанный средней частью жестко с перпендикулярной к нему осью колеса, а одним концом — с двумя упругими элементами, расположенными на планшайбе, один перпендикулярно, а другой па раллельно указанной оси.
На фиг. 1 показано описываемое устройство; на фиг. 2 — положение планшайбы, при вертикальном расположении шкворня; на фиг. 3 — то же, при горизонтальном расположении шкворня.
В планшайбе 1 в жестких направляющих стойках 2 расположен шкворень 3. Он может свободно вращаться и перемещаться вдоль своей оси в шариковых подшипниках, так как шарики 4 заложены в сепараторы и контактируют непосредственно с поверхностями цткворня и стоек. От продольных перемещений шкворень удерживают упругие пластины
5, на одну из которых наклеен тензодатчик 6, а от вращения — рычаг 7 с наклеенным на него тензодатчиком 8 через стойку 9, связанную с планшайбой.
10 Планшайба поворачивается относительно оси 10, перпендикулярной к шкворню 3, и фиксируется в двух положениях, когда шкворень расположен либо вертикально (положение I, фиг. 2), либо горизонта IbHO (положе15 ние II, фиг. 3). На шкворне соосно с осью 10 закреплена цапфа 11, несущая ступицу 12 с фланцем 13 для крепления колеса 14. Ступица свободно вращается и перемещается вдоль оси на шариках 15, собранных в сепараторах
20 и контактирующих непосредственно с поверхностями .цапфы и ступицы.
От продольных перемещений ее удерживает пластина 16 с наклеенным тензодатчиком 17.
2s Пластина связана с цапфой 11 через стойку
18, а со ступицей — радиально-упорным подшипником 19.
Пластины, играющие роль чувствительных элементов, выполнены съемными. Их жест30 кость подбирают в зависимости от величины
417698
Предмет изобретения л5
Составитель В. Герасимова
Тсхрсд 3. Тараненко Корректор В. Брыксина
Редактор Т. Рыбалова
Заказ 2325/2 Изд. № 13!4 Тираж 760 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, OK-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 измеряемых нагрузок так, чтобы она не влияла на характер исследуемого процесса.
Благодаря сравнительно небольшим размерам ступицы 12, устройство универсально при испытаниях колес как легковых, так и грузовых автомобилей.
В положении 1 устройства определяются вертикальная сила тензодатчиком 6, боковая сила тензодатчиком 17 и момент в горизонтальной плоскости тензодатчиком 8; в положении 11 — касательная сила тензодатчиком
6, момент вокруг оси вращения колеса, момент относительно горизонтальной продольной оси тензодатчиком 8 (восстанавливающий момент) и боковая сила тензодатчиком 17.
Устройство для измерения усилий, действующих на колесо, содержащее динамометрическую систему с тензодатчиками, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения тонкости и упрощения конструкции, в нем динамометрическая система выполнена в виде соосной с осью колеса поворотной планшайбы, в направ10 ляющих которой установлен шкворень, связанный средней частью жестко с перпендикулярной к нему осью колеса, а одним концом — с двумя упругими элементами, расположенными на планшайбе, один перпендикуляр15 но, а другой параллельно указанной оси.

