Патент ссср 416199
ОПИСАНИЕ 4lbl99
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 12.Х.1971 (№ 1704316/25-27) М. 1;л. В 23k 19,00 с присоединением заявки №
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретении и открытий
Приоритет
Опубликовано 25.11.1974. Бюллетень № 7
Дата опубликования описания 12Х11.1974
УДК 621.791.14 (088.8) Авторы изобретения
P. H. Болдырев и В. П, Воинов с
Челябинский политехнический институт
Заявитель
СПОСОБ СВАРКИ ТРЕНИЕМ
Известен способ сварки трением, при котором перед проковкой производят торможенис вращающихся свариваемых деталей.
Описываемый способ позволяет повысить качество сварного соединения и увеличить к.п.д. благодаря тому, что осуществляю; динамическую проковку свариваемого стыка путем торможения деталей до скорости вращения, не равной нулю, при этом время приложения тормозного усилия регулируют. Тормозное усилие можно прикладывать к вспомогательной инертной массе, момент инерции которой соответствует необходимому скручнвающему усилию динамической проковки.
Время приложения тормозного усилия регулируют, вследствие чего в тормозном устройстве превращается в тепло только часть энергии вращающегося шпинделя. Другая, оставшаяся часть энергии шпинделя, величина которой определяется скоростью, до которой производилось торможение, и моментом инерции шпинделя, расходуется на скручивание потерявшего к этому времени долю пластичности металла сварного стыка, т. е. осуществляется динамическая проковка. При этом в стык вносится дополнительное количество тепла, благодаря которому поддерживается необходимое состояние пласти-шос и свариваемого металла. Уровень энергии, потребляемой тормозным устройством, регулируют различной степенью интенсивности торможения, определяя тем самым нужную степень пластичности металла в нач".,ëå динамической проковки.
Внесение дополнительного количества тепла
5 при высоком моменте трения и динамической проковки и высокий момент трения в начальной стадии нагрева повышают уровень потребляемой энергии, потребляемой процессом, что сокращает время процесса сварки.
1о Таким образом, способ совмещает преимущество обычной сварки трением (нагрев при выcoKoll скорости вращения) и инерционной сварки (высокпс скручивающие моменты на заключительной стадии процесса) . Вследствие
15 этого заметно улучшается качество сварного соединения.
Для получения необходимых скручивающих усилий динамической проковки берут шпиндель с достато.-ш; большим моментом инер20 ции. Однако разгон такого шпинделя требует большого в,:: „.ени и приводит к большим потерям моп;ности в тормозном устройстве.
Но этот недоста..ок легко устраняется, если выполнять шги.:дсель с минимальным момен25 сом инерции и тормозное усилие замыкать не ,а коргус мапп.пь., а па свободну;о инертную массу (которая,".е-,;:о::ожет быть осун;сстглена переменной, например, в виде набора дисков на подшипниках), момент инерции коЗ0 торой соответствует необходимой величине
416199
Составитель Т. Олесова
Техред Е. Борисова
Редактор Т, Шатова
Корректор Л. Царькова
Заказ 1635/9 Изд. М 536 Тираж 944 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, гр. Сапунова, 2 скручивающего усилия динамической проковки. Свободная инертная масса также может быть предварительно подторможена или иметь определенную скорость любого знака.
Тем самым можно регулировать величину начальной скорости динамической проковки. В этом случае регулирование тормозного усилия ограничивается степенью сжатия тормозных колодок и не требует применения следящих устройств.
Предмет изобретения
1. Способ сварки трением, при котором перед проковкой производят торможение вращающихся свариваемых деталей, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества сварного соединения и увеличения к.п.д. осуществляют динамическую проковку свари5 ваемого стыка путем торможения деталей до скорости вращения, пе равной нулю, при этом время приложения тормозного усилия регулируют.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, 10 что тормозное усилие прикладывают к вспомогательной инертной массе, присоединяемой к детали, момент инерции, которой соответствует необходимому скручивающему усилию динамической проковки,

