Патент ссср 415458
СОЮЗ СоветскиХ
Социалистических
Реслублик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 27Л.1972 (№ 1741014/24-6) М. Кл. Г 25Ь 11!00 с присоединением заявки №
Приоритет
Опубли or àno 15.11.1974. Бюллетень ¹ 6
Дата опубликования описания 26Х!.1974
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий
УДК 621,515:621.57.012.4 (088.8) Авторы изобретения
А. Н. Брагин, В. Г. Воронин, С. Г. Гаврилов, Г. В. Морозов и Н. С. Николаев
Заявитель
1УРБОХОЛОДИЛЬНИ1(Изобретение относится к высокоскоростным турбохолодильникам систем охлаждения воздуха.
Известны турбохолодильники, содержащие корпус и расположенный в нем на газостатических опорных и упорном подшипниках ротор с рабочими колесами.
Для повьпиения эксплуатационной надежности в упорном подитипнике предлагаемого турбохолодильника пята закреплена на нару>кной поверхности ротора и подпятник ири помощи кардаиного подвеса соединен с корпусом и выполнен с профилированными углублениями иа рабочих поверхностях, а опорные подшипники имеют демпфирующие элементы.
На чертеже показан описываемый турбохолодильник, продольный разрез.
Ротор 1 турбохолодильника с рабочими колесами 2 и 3 опирается на газостатические опорные подшипники 4 с демпфирующими элементами 5. Подшипники 4 установлены пз неподвижной полой оси 6, закрепленной в корпусе 7. 1-Ia наружной поверхносзи ротора
1 жестко закреплена .пята 8 упорного подшив ника, обхватываеьмая иодпятником 9. !одпятник ири помощи карданного подвеса 10 через шарниры 1! соединен с корпусо м 7. Внутренняя полость улитки 12 турбины соединена с филыром 13. Фильтр при помощи жесткого 14 и гибких 15 трубопроводов соединен с зазорами ме>кду,пятой 8 и подпятником 9, а при помощи трубопровода 16 — — с внутренней полостью оси
6, имеющей отверстия а. В опорных подшип5 ншхах 4 выполнены дросселирующие отверстия б, à íà рабочих поверхностях подпятника
9 — профилированные углубления в.
Сжатый газ пз улитки 12 поступает в фильтр !3, а из него по трубопроводам 14 и
1О 15 — в зазоры между пятой 8 и подпятииком
9 упорного подшипника. Возникающий воздушный слой отделяет пяту 8 от подпятника
9, предогвращая износ упорного подшипника под действием осевых сил, возникающих на
1з рабочих колесах 2 и 3. 1харданный подвес 10 в узле крепления подпятника 9 к корпусу 7 обеспечивает возможность са моустановки подпягиш;а при угловых колебаниях ротора 1.
20 Очигценный газ из фильтра 13 поступает также в трубопровод 16 и далее во внутреннюю полость оси 6, откуда через отверстия а и б проходит в рабочие зазоры опорных подшипников 4. При вращении ротора 1 демпфи25 рующие элементы 5 onoðных подшипников гасят колебания последних, повышая предельное число оборотов ротора.
При мачых давлениях газа в улитке 12 профилированные углубления в на рабочих по:
Зр верхностях подпятника 9 нагнетают газ из
415458
Предмет пзобретени I
Составитель Р, Данилов
Техред Т. Ускова
Корректор Н. Стельмах
Редактор A. Пейсоченко
Заказ 1416 18 Изд. хге 1289 Тираж 565 Подписное
Ц11ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретешш и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 внутренней полости корпуса 7 в рабочие зазоры, создавая дополнительную несущую способность упорного подшипника.
Турбохолодильник, содержащий корпус и расположенный в нем на газостатическпх опорных и упорном подшипниках ротор с рабочими колесами, отл ич а ю щи йс я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, в упорном подшипнике пята закреплена на наружной поверхности ротора и
5 подпятник прп помощи карданного подвеса соединен с корпусом и выполнен с профилированными углублениями на рабочих поверхностях, а опорные подшипники имеют демпфирующпе элементы.

