Патент ссср 415350
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4! 5350
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое ur авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 22.V.1972 (№ 1784912/22-3) .Ч. Кл. E 21Ь 17/00
Е 21b 45/00 с присоединением заявки ¹
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па двлам изаарвтвний и открытий
Приоритет
Опубликовано 15.II.1974. Бюллетень Ы 6
Дата опубликования описания 19Л I.1974
УДК 622.243.5.053 (088.8) Авторы изобретения
Б. 3. Султанов и Э. М. Галеев
Уфимский нефтяной институт
Заявитель
РЕГУЛЯТОР НАГРУЗКИ НА ДОЛОТО
Устройство относится к забойным механизмам для автоматического управления подачей долота, применяемым в горном деле и бурении нефтяных и газовых скважин.
Известны забойные механизмы для регулирова ния нагрузки на долото, содержащие корпус, шпиндель,,верхнее и нижнее сальниковые уплотнения, поворотный полый вал с многозаходной винтовой резьбой, взаимодействующей с резьбой, выполненной на винтовом толкателе.
Однако для преобразования сравнительно небольшого реа ктивного момента .на турботуре в многотонное усилие, необходимое для регулирования осевой нагрузки, нужно угол подъема а винта брать меньше по величине, по сравнению с оптимальным углом, равным
45, что вызывает большие потери в винтовой паре. Попадание абразива в винтовую пару резко увеличивает коэффициент трения и существенно влияет на точность работы peE)лятора.
Предложенный регулятор отличается от известного тсм, что он снабжен подпружиненным конусным устройством, взаимодействующим с тормоз ными колодками,и винтовым Т07кателем. Это обеспечивает надежность в работе и высокую чувствительность регулятора нагрузки.
IIa фиг. 1 изображен предложенный регулятор, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
Регулятор нагрузки на долото содержит ко р5 пус 1, внутри которого размещены,ряд секций тарельчатых пружин 2 и опорный толкатель
3, которые перемещают в осевом направлении конусное устройство 4 и винтовой толкатель 5.
В пазах конусного устройства 4, выполненно10 го в виде ласточки на хвоста, установлены тормозные колодки 6, которые рас. одятся в радиальном направлении. Внешняя сторона колодки, Bxo ÿùàÿ в контакт со стенками скважины, имеет насечку. Корпус 1 в нижней час15 ти замковой резьбой соединены с промежуточным корпусом 7, внутри которого имеются шлицы, входящие в ответные пазы винтового толкателя 5. Шлнцевое соединение промежуточного корпуса 7 и винтового толкателя 5 оп20 ределяет нх относительное перемещение в осевом направлении. Внутри корпуса размещен поворот EûEE полый вал 8, снабженEEE>Eé многозаходной резьбой с большим углом подъема, гзаимодействующей с резьбой, выполйенной
25 на винтовом толкателе 5. Поворотный полый вал 8 соед нен с шпинделем 9, имеющим упорные 10 и радиальные 11 подшипники. Верхняя часть поворотного вала 8 жестко связана с уплотнительной втулкой 2, обеспечивающей гер415350 метизацию внутренних полостей. Внутренние по tiic t !! 1 е! It . t,1 !р. 1 -! апол!исиы ковсистеt! н и
"ttl,t!Ii(tt!> !l l!t) !!. tt, t в!,",!, tti !в)и, i, !!ип! !!jtt) ll tlttяt-и<>й кидк<>с!и внутрь служс!т р!.. i Ill!0- Гк;!исвь!с шевроииые многорядные упло гиеиия 13 и рези новыe кол ьца 14.
При подаче инструмента на долоте возникаt. T på àêTèâí !в!! мо 1!0HТ т!, роооур а, !iоторый стремится поверну!ь вал 11 ир!>!ив часовой стрелки, создазая иодьсмпос усилие и перемещая вверх винтовой толкатель 5. Винтовой толкатель 5 перемещает конуоное устройство
4, которое с>ки:!ает пружину 2. Перемещение конусиого устройства 4 вызывает выдв!!жение тормозных колодок в радиальном напр.-".влении до упора в стенки скважины, при этом происходит снижение нагрузки на долото, и реактивный момент турбооура снижается. При сии>кении рсактивиого момента турбобура пружи!ьа 2, рассчитанная на оптимальное осевое усилие, перемещает конусное устройстго 4 ьииз, происходит снижение усилий прижатия op !озиых ео. !Одбк 6 !. стенка! (вива. .k. иiiьl. Е
jtt,óë! .;! !!, !!!! !ак!оии!,! Ги >в! i !ь: l!t Ill!:.!е . !!згрузку.иа долото.
Увеличение осевого усилия происходит до тех пор, пока .не наступит новое состояние дина.мического равновесия, соответствующее изменившимся условиям бурения.
11редмст изобретения
1О
Регулятор нагрузки на долото, вкл!очающий корпус, шпиндель, верхнее и нижнее сальниковые уплотнения, поворотный полый вал с многозаходной винтовой резьбой, взаимодейству15 !ошей с резьбой, выполненной па винтовом толкателе, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежности в работе и повышения чувствительности, он снабжен подпружиненным ко!нусным устройством,,взаимодейству20 ющим с тормозными колодками и винтовым толкателем.
415350
1-!,4 !
Редактор Л. Тюрина
Корректор E. Сапунова
Заказ 1372)5 Изд. ¹ 1258 Тираж 565 11одписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35. Раушская наб., д. 4 5
Типография, пр. Сапунова, 2
Up
p$ ф
Составитель M. Чванова
Техред А. Камышникова


