Фрикционный поворотный узел
469 О)3
ОПИСАНИ %"
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союв Советских
Социалистических
Республик
К аВтО СКОММ СВИДЕтИЛЬСтВ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 06.Х.1971 (№ 1702785!25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано ЗО.Х1.1973. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 18.11 .1974
М. Кл. Г !6b 2/06
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
УДК 621.881(088.8) Автор изобретения
Е. М. Шустов
За явитель
ФРИКЦИОННЫЙ ПОВОРОГНЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным поворотным узлам с заданным усилием поворота.
Известны фрикционные поворотные узлы, содержащие неподвижную раму с закрепленной на ней цапфой с фланцем, подвижную раму с присоединенной втулкой с фланцем и фрикционный диск, зажатый между фланцами цапфы и втулки с помощью тарельчатых пружин и корончатой гайки. Контровку гайки в этих повдротных узлах осуществляют при помощи шплинтов, контровочных шайб, проволоки и т. д.
Однако использование таких контровочных средств в узлах, требующих частых наладок и регулировок и расположенных в труднодоступных местах, приводит к значительным затратам времени и труда.
Для ускорения и облегчения контровки и расконтровки при наладках предлагаемьш фрикционный поворотный узел снабжен подпружиненным стержнем, установленным внутри цапфы, Bыполненпой полой и имеющей на резьбовом конце два диаметрально расположенных паза, причем на конце стержня закреплен штифт, одновременно западающий в пазы резьбового конца цапфы и корончатой гайки.
На фиг. 1 показан предлагаемый узел, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; »а фиг. 3 — положение при регулировке и наладке фрикционного поворотного узла (узел расконтрен).
Полая цапфа 1 закреплена на неподвижной
5 раме 2. На резьбовом конце цапфы 1 выполнены два диаметрально расположенных паза.
Между фланцем цапфы 1 и насаженной на нее втулкой 3, которая закреплена на нодвижной раме 4, расположен фрикционпый
10 диск 5. На цилиндрической части цапфы установлены упорный подшипник 6, втулка 7, тарельчатые пружины 8 и распорная втулка
9. На резьбовом конце цапфы 1 установлена корон атая гайка 10. Внутри цапфы 1 уста15 новлен стержень 1 1, на одном конце которого закреплен штифт 12, заходящий в пазы резьбового конца цапфы 1 и корончатой гайки 10.
На другом конце стержня 11 установлены гайка 13 и шайба 14, в которую упирается
20 пружина 15, поджимающая стер>кеш 11.
Другим концом пружина 15 упирается в шайбу 16, закрепленную с помощью стопорного кольца 17 во внутренней полости цапфы 1.
Для обеспечения заданного усилия пово25 рота при перемещении подвижной рамы 4 относительно неподвижной рамы 2 производят регулировку узла при помощи корончатой гайки 10. При заворачивании корончатой гайки 10 она перемещает распорную втулку
З0 9, сжимающую тарельчатые пружины 8. За409013
Фиг. 2
Составитель О. Логвннова
Техред E. Борпсова
Редактор Н, Суханова
Корректор А. Степанова
Заказ 1О!!5 2 Иод.. и I!(3 Т!!раж 826 Подписное
1;!!ИИПИ Государственного кох!игета Совета Министров СССР по дел !м иЗООрстепи!! и о гарь!Тнг!! осип!!. >К-35, Раугвскаи паб., д. 4/5
Типограф!!и, пр. Сг!пхпова, 2 т;.м сжи!:!агощее усилие, создаваемое тарельчатыми пружина., и 8, передается через втулку 7 упорный подшипник 6 на втулку 3, котора>! прижимает фрикционпый диск 5 и фланцу ц;шфы i. Упор!!ый подшинник 6 служит для обесг!ечения плавности поворота узла, исключая вращейие отдельных деталей узла одна относительно другой. При регулировке усилия поворота узла нажимают на верхний конец стержня 11. При этом стержень 11 опускается, и штифт 12 выходит из пазов в резьбовом конце цапфы 1 и корончатой гайки 10. После того, как штифт 12 вышел за торец резьбового конца цапфы 1, стержень 11 поворачивают в любую сторону и отпускают. Штифт 12 упирается в торец резьбового конца цапфы 1, узел расконтрен (см. фиг. 3). Затем производят регулировку узла с помощью корончатой гайки 10, совмещают ее пазы с пазами в резьбовом конце цапфы 1 и возвращают стержень 11 в первоначальное положение. При этом штифт 12 западает в пазы резьбового конца цапфы 1 и коропчатой гайки 10, обеспечивая íà !е>«пую контровку узла.
Предмет изобретения
Фрикционный поворотный узел, содержащий неподвижную раму с закрепленной на ней цапфой с фланцем, подвижную раму с
10 присоединенной к ней втулкой с фланцем и фрикционный диск, зажатый между фланцами цапфы и втулки с помощью тарельчатых пружин и корончатой гайки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью ускорения и облегчения
15 контровки и расконтровки при наладках, он снабжен подпружиненным стержнем, установленным внутри цапфы, последняя выполнена полой и с двумя диаметрально расположенными пазами на резьбовом конце, причем на
20 конце стержня закреплен штифт, одновременно западающий в пазы цапфы и гайки,

