Соединительная муфта
4ОЗО7О
О АНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Соеетскии
Соцналнстическни
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 21,Ч. 1971 (№ 1663799/25-27) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 10.XII.1973. Бюллетень № 47
Дата опуб..икования описания 6Х.1974.
М. Кл. F 16d 3!56
Гасударственный комите1
Совета 1иииистров СССР во делан изобретений и открытий
УД К 621.825.5 (088.8) Авторы изобретения
E. Г. Нижник и М. И. Большаков
Особое конструкторское бюро станкостроения.Заявитель
СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может применяться,в коробках скоростей различных машин, в частности станков.
Известна соединительная муфта, содержащая ведущую полумуфту — полый вал и ведомую полумуфту, соединенные между собой смонтированными внутри полого вала предварительно закрученными центральным и периферийным торсионами, соединенными с IIIOмощью шайб с полумуфтами.
Цель изобретения — улучшить упругие характеристики муфты.
Это достигается тем, что центральный и периферийный торсионы соединены с полумуфтами .параллельно при помощи двух пар шайб, установленных на обоих концах торсионов.
Причем периферийные торсионы iBbIполнены в виде стержней, расположены по окружности и закручены противоположно центральному.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — графическая характеристика муфты.
Внутри полого вала 1 размещены соосно с ним центральный торсион 2, а также три периферийных торсиона 3, выполненные в .виде стержней, расположенные,концентрично и ра вномерно по окружности.
Центральный торсион 2 выступает своими концами за пределы периферийных. Причем один его конец зафиксирован в соответствующем шестигранном гнезде шайбы 4, а другой — в шайбе 5. Периферийные то рсионы 3 таким же способом зафиксированы в шайбах
5 б и 7. Центральные технологические отверстия
1в шайбах б и 7 обеспечивают возможность сборки устройства. Каждая из шайб 5 и 7 снабжена двумя противолежащими друг и другу радиальными зубьями 8.
10 В концевой части вала 1 выполнены два симметричных окна, предназначенные для установки шайб 5 и 7 внутри вала 1. Окна отделены друг от друга двумя симметричными перемычками 9, в каждую .из,которых попар15 но с обеих сторон упираются зубья 8, выступающие своими вершинами за пределы цилиндрического контура концевой части вала 1.
Концевая часть, вала с выступающими вер20 шинами зубьев 8 опорных шайб 5 и 7 размещена внутри втулки 10, закрепленной на валу
11, и зафиксирована от поворота относительно втулки 10 с помощью двух зубьев 12, помещенных во впадину, образованную боковы25 ми поверхностями зубьев 8.
Контакт зубьев 8 с перемычками и зубьями
12 обеспечен предварительно закрученным торсионами 2 и 3, что осуществлено повортом шайб 4 и б относительно вала 1. Причем з0 центральный торсион 2 закручен 8 одну сто408070 рону, а периферийные торсионы 3 — в противоположную.
Требуемые углы поворота шайб б и 4 зафиксированы соответственно штифтами И и
14., Торсион 2 удерживается в шайбах 4 и б 5 крышками 1б, закрепленными HB них. Шайбы
5 и 7 удерживаются от смещений в осевом направлении с помощью пружинных колец 1б.
Шайба 4 фиксируется от оссвых смещении винтами 17. 1О
Ь пругое предварительное закручива ние торcионов необходимо для устранения упругого люфта, который был бы неизбежен, учитывая высокую степень эластичности ненапряже ных торсионов. В зависимости от специфики 15 конструкции и условий ее работы величины крутящих моментов для предварительного за. кручивания торсионов различны. В наше и случае эта величина принята равной дву;r ггоми нальным моментам. 20
При включении привода вступает в дейсг вие либо центральный торсион 2, либо групп» периферийных торсионо в 8. В нормальном ре жиме, когда крутящий момент на валу ипревышает двух номинальных, торспоны и деф ор ми руют (уч а сто к А ) .
В случае возникновения динамических нагрузок, превосходящих величину момента предварительного закручивания, происходиг дополнительное закручивание одного из упр— гих звеньев (либо торсиона 2, либо тоpcr40нов 8), причем второе звено в работе муфт нс участвует.
При реверсе или колебании момента на муфте с переменой знака упругие звенья меняются ролями. Величина угла на клона активного участка Б графической характеристики зависит от размеров торсионов.
Величина предельного угла закручивани при соответствующем .выборе размеров то;:- 4о сионов, исключающих возникновение критич.оких напряжений, ограничена геометрическ1ми величинами; шириной элементов 8, 9 и 12.
Предельный крутящий момент равен пяти номииальным моментам. Далее следует участок 4 характеристики В, параллельный оси ординат, соответствующий работе муфты на ж;стком упоре. Угол закручивания с помощь« торсионов может достигать 160 .
Рассмотренная форма характеристики соответствует тому случаю, когда отсутствуют за зары между зубьями 8 с одной стороны, а также перемычками 9 и зубьями 12 с другой сто роны. Предусматривается, что:размеры зубьев 12,выполняются с положительным допу".ком, а размеры перемычек 9 должны иметь отрицательный допуск. При таком услови между зубьями 8 и перемычками 9 практически неизбежен зазор, в пределах которог > происходит поворот вала 10 относительно ггпла 1, что сопровождается раскручиванием од ного упругого звена и закручиванием другого.
Здесь звенья работают совместно. Соудар ние зубьев 8 с перемычками 9 и возникающич от этого шум,исключается из-за амортизируюгцего действия торсионов. Этот случай иллюстрируется на графике штрихпунктирной линией.
В определенных случаях для сбеспечения плавности нарастания момента,в системе при включении привода между элементами 8 и 9 создается гарантированный зазор, величина которого задается в каждом конкретном случас в зависимости от требуемой формы начального участка характеристики.
Предмет изобретения
Соединительная муфта, содержащая ведущую полумуфту — полый вал, и ведомую полумуфту, сое дине нные между собой смонтированными внутри полого вала предварительно закрученными центральными и периферийными торсионами, соединенными с помощью шайб с полумуфтами, отличтощаяся тем, что, с целью улучшения упругих характеристик, центральный и периферийный торсионы соединены с полумуфтами параллельно при помощи двух пар шайб, установленных на обоих концах торсионов, причем периферийны. торсионы выполнены в виде стержней, расп ">ложены по окружности m закручены противоположно центральному.
408070
40 б0 80 100 1Ю 140 1о0 у, -уа,гра8.
Фиг.4
Составитель И. Злотник
Техред 3. Тараненко
Корректор М. Лейзерман
Редактор Л. Народная
Типография № 24 Союзполиграфпрома, Москва, 121019, ул. Маркса — Энгельса, 14
Заказ 116 Изд. 267 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.



