Патент ссср 331192
Са .5Й Советских
С а 1ит а л и с т и ч е с к и х
Республик
К АВ7ОРСИОМУ СВИДЕ7ЕРЬСТВУ
Зависимое от авт. свидстсльствя ¹вЂ”. 1, )хл. Г 16d 3/56
Заявлено ЗО.IV.1969 (№1327227 25-27) с присоед!!!1сннсм заявки ¹
Комитет аа делам
Приоритет—
Опуолнко,3IIII 07.111. (972. Бюллетень ¹ 9
)3Т3 011% Oли :,Ова! Пи!1 Ои ися пи;! 5. )\ . 1972 изобретений и открытий ори Совете Министров
СССР
У,1К 621.825.7
<О86З>
BCFCCi¹H;"- .Я
)-) .)Ъ
:»лор
1, «и1рстсиия
Ф. В. Кост!Окевич. ) 1Я 11 l l 17 :I f) 1(,Н(Т1 Or.Е К(-1Л 1 П РГЦОХРА1-1 ИТАЛ(1-(А 1 МУФТА
Изобретение относится к машиностроеншо, в частности может быть применено в приводах машин для горной промышленности.
Известны предохранительные муфты, содержащие ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие ме>кду собой с помощью упругого элемента и шариков, установленных в лунках ведущей полумуфты.
Особенно "ть описываемой муфты заку!1очястся в том, что иа ведущей полумуфте диаМCTPЗЛ Ь1! О Г!РОТИВОПО.! ОУК!!0 СВОООДИО ))СТ3110В— лсиы цcffTpoocoIIIII fe профильные ролики, фиксируемые в нерабочем положении при помоIЩI СПИР3.1Ы!ЫX ПP))УКИН, ЗЯКРЕПЛЕИИЬ1Х 1! 3 ВЕдущей полумуфтс, и контактирующие ири передаче момента с упруп!м элементом, выполненным в виде двух пружинных полуколец.
Это повышает стабильность предельного момента и обеспечивает пуск двигателя без рабочей нагрузки.
На чертеже изображена предлагаемая муфта в разрезе.
Муфта содержит ведущую полумуфту 1, имеющую на диаметрально противоположно расположенных осях 2 установленные на иглах профильные ролики 8 со спиральными пружинами 4. Ролики контактируют с пру>кинными полукольцами 5, размещенными между щеками ведомой полумуфты б и укрепленными в средней части посредством зямкового соединения типа ласточиика хвоста.
Концы пружинных полуколец имеют срезы до половины ширины и перекрывают один другого, благодаря чему профильные ролики
5 коитактирутот одновременно с. обоими лолукол!ам и.
При вращении ведущей полумуфты 1 профильные ролики 8, центр тяжести которых смещси относительно ос» вращения, под дей10 ствиех! Ifсит)зооежиых cII 7) за к)71 )и1вая ральиые пружины 4, устанаглива!отся в рабочее положение, когда их поверхности ия дуге большого радиуса входят в контакт с npyiKIIII Il f)I%III пoлУIiOлы13. )!и 5 и СТРех)1ЯТСЯ II# P3
15 стягивать с силой Р, обуславливасмой рабочей нагрузкой привода. При этом величина передаваемого муфтой момента определяется усилием деформации пружинных полуколец.
Благодаря выполнению рабочих поверхно20 стсй роликов по дуге. описанной радиусом из центра их вращения, линия действия проходит через центр вращения роликов, и си,за P полностью воспринимается их осями.
При действии предельного момента роли25 ки 8 прокатыв31отся ия i «3)cTOfi c017pII?åснил рабочих поверхностей с нерабочими. Так как участок сопряжения выполнен по радиусу, проведенному из точки, лежащей не на оси вращения ролика, и линия действия не прохо30 дит через его центр гращеиия, c0373OTCI!»n331192 мси г, с! рсм5ици!!05! иоьсриуг! ро.lllк против часовой с рсг!ки. Вследствие этого ролики, ) иод действием cllлы P и усилия спиральны.;. пружин 4 быстро отходят от пру кияяых полу-! 0 ieil, д, кииемати !ескяя c(3513b полумуфт разрывается, и крутящий момент муфтой ие иередаетсл. После срабатывания муфты при дальнейшем вращении ведущей полумуфты 1 ролики,3 вновь под действием центробежных сил устаиявливаютсл в рабочее положение, и муфта вкл1очаетс5! в работу.
При остановках привода профильные ролики, ) под воздействием спиральны.; пружини 4 ) cT3H3В. Iивяlотся В иеря оочее положение. При этом их поверхно!Сти, описанные дугами малого радиуса, располагаются со стороны пружинных полуколец 5 и не могут с ними контактировать. При пуске двигател» установка профильных роликов ) в рабочее положение наступает тогда, когда центробежные силы в состоянии преодолеть противодействие спиральных пружин 4, т. е. когда угловая скорость ведущей полумуфты 1 достигает необходимого значения. Это дает возможность ротору двигателя свободно вращаться в иа1альиый момент пуска и развить момент, достаточный для трогания с места приводной чясти, чем oo;Iep«aeTC5I и сковои режим двигс1теля.
Величина передаваемого муфтой крутящего момента (без учета потерь HB трсиие качения роликов по иолукоaf !fail If Ha ослх)
p3nn3: М=2Ра, где а =r вгп
r — радиус кривошипов, р — угол положения кривошипов.
VcII 1 IIe, Р Ястл ги в 3101цес HPK )lx)III II I>le кольца, равно:
P =20Л, где С вЂ” жесткость np æIIHHOÃO полукольця, Л вЂ” деформация пружинного полукольца, 2 — число полуколсц., 1 сф01) I Ill!» и1) 1 Ж ll ln lo l 0 по I \ ко. 11 113 !) вH ll: . =2г (cosf — -cosf f)1, 5 где f) — — текущее значение угла положсии» осей роликов, f)o — иа !альиое зиа lenne угла ПОЛОжЕНня осей роликов в момс т вступления роликов в коитакт с полукольцами, 10 2 — — коэффициент, учитывающий раст»жение полукольца в обе стороны.
Произведя подстановку, уравис! ие момсиТоВ мо)кио записать следующим образом:
М =- 8Сг (cosf> — cosf)f)) sinf) ...
Из этого уравнения следует, что велич!ша передаваемого муфтой крутлщего момента определяется только жесткостью пружинны.; полуколец и функциональной определе)шой за 0 висимостью постоянных величин (гр). Учитывая стабильность жесткости и небольшие колебания коэффициентов тре11и5! качения в эксплуатации, следует, что точность ограничения перегрузок описываемой муфтой болсе высо25 кяя, чем известных предохраиительиых муфт.
Величина крутящего момента достигает максимума при определенном значении угля (), которое определяется при исследовании уравHpllll5f Hà максимум.
0l l
Предмет ilsooppTpHH»
Центробежная предохраи!ггельиая муфта, содержащая ведущую и всдомуio полумуфты, 35 взаимодействующие между собой с помощью упругого элемента, от ltl lQIOLLLQrfñ;I тем, что, с целью повышения стабильности предельного момента и обеспечения пуска двигателя без рабочей нагрузки, 113 ведущей полумуфтс уста40 иовлеиы свободно и диаметрально противоположно центробежные профильные ролики, фиксируемые в нерабочем положении при помощи спиральных пружин, закрепленных на ведущей полумуфте, и контактирующие при пере45 да le момента с упругим элементом, выполненным в виде дву.; пружинных полуколец.
1 сдактор 3. Овчаренко
Составитель В. Мафтер
Тскрсд А. Камышннкова
Корректор Е. Минеева
Заказ 1489 Изд М 311 Тирагк 448 Поди ясное
ЦНИИПИ Комитета ио делам изобретений и открытий ири Совет Мпи: стров СССР
Москва,, К-35, Раушская «ao.. д. 4, 5
Загорская типография


