Устройство для включения форсажа газотурбинного двигателя
5АТР. оибляоте
ОПИСАН
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
408044 (.обоз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 22.Х1.1971 (№ 1716252/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 10,Х11.1973. Бюллетень № 47
Дата опубликования описания 8.IV.1974
М. Кл. F 02с 9/00
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий
УДК 621.438-55(088.8) Авторы изобретения
В. Г. Ясько и В. В. Бархатов
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВКЛ1ОЧЕНИЯ ФОРСАЖА
ГАЗОТУРБИ Н НОГО ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к энергетике.
Известны устройства для включения форсажа, содержащие поршневой выключатель, кинематически связанный с дозирующим краном форсажного регулятора.
Однако известные устройства недостаточно надежны и в них наблюдается потеря газодинамической устойчивости и перегрев турбины в процессе включения форсажа на больших высотах.
Целью изобретения является повышение надежности и предотвращение возможности потери газодинамической устойчивости, а также предотвращение перегрева турбины в процессе включения форсажа на больших высотах.
Для этого выходной канал доз ирующего крана связан с пусковыми форсунками через подпружиненный клапан золотникового типа и отсечный подпружиненный клапан, штоковая полость которого гидравлически связана через поршневой выключатель со сливом и через жиклер с выходным каналом дозирующего крана, а поршневая полость со сливом, кроме того, полость клапана золотникового типа со стороны пружины соединена с источником давления, изменяющегося с высотой и скоростью полета, например с коллектором форсунок основного контура.
На чертеже приведена схема устройства.
Устройство для включения форсажа газотурбинного двигателя содержит полость 1 поршневого выключателя 2, пружины 3, жиклера 4, дозирующего крана 5, выходного ка5 нала 6 дозирующего крана 5, жнклера 7, штоковой полости 8, сервопоршня 9, отсечного клапана 10, отверстия 11 в золотнике 12 поршневого выключателя 2, канала 13, пружины
14, подпружиненного клапана 15, отверстия 16
10 в клапане 15, пружинных полостей 17 и 18.
Устройство работает следующим образом.
По команде включения форсажа в полости
1 поршневого выключателя 2 появляется давление топлива, под действием которого он на15 чинает перемещаться, сжимая пружину 3.
Скорость перемещения поршневого выключателя зависит от диаметра жиклера 4. Поршневой выключатель при движении открывает дозирующий кран 5 форсажного регулятора, 20 и в выходном канале 6 появляется давление топлива, которое через жиклер 7 попадает в штоковую полость 8 над сервопоршнем 9 отсечного клапана 10 и отжимает его в крайнее нижнее положение, открывая подвод топлива
25 к пусковым форсункам из канала G.
В конце хода поршневого выключателя 2 золотник 12 при помощи отверстия 11 сообщает штоковую полость 8 над сервопоршнем
9 со сливом через канал 13; в полости 8 па30 дает давление, и под действием пружины 14
Предмет изобретения
Отооо топпиоа и пусковым рарсункак
ПоИоо топлива от колпвнтора оснооного контура ооаиппвля
Паооод топоиоа ео команде онпючении рорсажа а
b Q
У
b дтдад щорсам иага таалМа
ПоИад тоттиба от пасоса ц 12
1 2
Составитель Б. Мишуков
Техред Е, Борисова
Редактор А. Зииьковский
Корректоры: Л. Корогод и А. Николаева
Заказ 828/11 Изд. № 300 Тираж 602
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2 отсечный клапан 10 закрывается, отсекая подвод топлива к пусковым форсункам.
Дозировку расхода топлива осуществл яют при помощи подпружиненного клапана !5 золотникового типа, который изменяет проходное сечение отверстий 16 в зависимости от величины перепада давлений в полостях 17 и 18, причем в полость 18 подводится управляющее давление из коллектора основного контура двигателя, изменяющееся в зависимости от высоты и скорости полета.
1. Устройство для включения форсажа газотурбинного двигателя, содержащее поршневой выключатель, кинематически связанный с дозирующим краном форсажного регулятора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и предотвращения возможности потери газодинамической устойчивости, выходной канал дозирующего крана связан с пу5 сковымп форсунками через подпружиненный клапан золотникового типа и отсечный подпружиненный клапан, штоковая полость которого гидравлически связана через поршневой выключатель со сливом и черсз жиклер с
10 выходным каналом дозирующего крана, а поршневая полость — со сливом.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью предотвращения перегрева турбины в процессе включения форсажа на боль15 ших высотах, полость клапана золотникового типа со стороны пружины соединена с источником давления, изменяющегося с высотой и скоростью полета, например с коллектором форсунок основного контура.

