Сферическая опора скольжения
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4ОЬО47
Союз Советских
Социалистических
Республик
33BHcHYI0e 0Т 3ВТ. свидетельства ¹. »». Кл. Г 16с 17/08
Заявлено 02.VII.1971 (№ 1677354/25-27) с присоединением заявки ¹â€”
Приоритет—
Опубликовано 05.XI.1973. Бюллетень ¹ 45
Дата опубликования описания 11.II.1974
Государственный квинтет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий
Ъ ДК 621 821 3(088 8) Авторы изобретения
k
»
1: »» ., ;»
О. И. Богданов и А. И. Антонов
Заявитель
СФЕРИЧЕСКАЯ ОПОРА СКОЛЬ)КЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в упорных узлах турбин, электрических машин, в центрифугах, сепараторах, машинах для центробежного литья, машинах химического производства, в судостроении для гребных валов и других машинах.
Известны сферические опоры скольжения, содержащие сферические пяту и подпятник.
Однако они пе могут быть использованы как гидродипамические опоры.
Известны также плоские опоры скольжения, содержащие пяту и подпятник, состоящий из самоуста навливающихся сегментов, шарнирно опирающихся на корпус, и занимающие наклонное положение во время вращения пяты и допускающие образование масляного клина.
Однако такие опоры не могут воспринимать радиальные нагрузки.
С целью создания гидродинамического смазочного клина между подпятником и пятой в направлении ее вращения подпятник выполнен в виде корпуса со сферическим углублением, в котором расположено самоустанавливающиеся сегменты, имеющие сферические внутреннюю и наружную поверхности, опирающиеся выполненной в каждом из них сферической выемкой на концы регулируемых упоров, установленных в корпусе, и зафиксированные, например, штифтами от тапгепциальных смещений.
На фиг. 1 изображена предлагаемая опора, разрез; на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Опора содержит сферическую пяту 1, сегменты 2 и корпус»т. С наружной стороны каждый сегмент 2 имеет сферическую выемку, в которую входит своим полусферическим концом регулируемый упор 4. В корпусе 3 выпол.10 иены резьбовые отверстия под упоры 4 по числу упорных сегментов. Гайка 5 слузкит для контровкп упора 4 при регулировке. Смазочное вещество заполняет внутреннюю полость корпуса 8. Для предотвращения произвольповв го смещения и разворота сегментов 2 прп работе, в корпус подпятника запрессованы ограничительные штифты 6, по два на каждый сегмент. Штифты 6 установлены с некоторым зазором относптель1ю боковой поверхности сег20 ментов, чтобы последние имели возможность самоустанавливаться на упоре 4 при работе.
При вращении пяты смазочное вещество благодаря липкости и вязкости заходит между рабочими поверхностями пяты и сегментов.
25 С возрастанием числа оборотов смазочное вещество все в большем количестве затягивается в образующийся между рабочимп поверхностями серповидный зазор. В слое смазочного вещества возникает гидродинампчезо ское давление, уравновешивающее внешшою
4О6047
Фиг,т
Составитель И. Малюга
Тскред Т. Миронова
Корректоп Е. Миронова
Редактор Е. Сошник
Заказ 85
Подписное
Тиран 826
Изд. с 264
Типографии .,"з 24 Союзполпграфпрогиа, Москва, 121019, ул. М: ркс,— Энгельса, 14 нагрузку, приложенную к пяте, и она всплывает на пленке смазочного вещества. Благодаря сферическому упору 4, сегменты могут поворачиваться на некоторый угол относительно рабочей поверхности пяты, то есть самоустанавливаться. Это дает возможность автоматически изменять форму серповидного зазора, приспосабливаясь к гидродинамическому режиму смазки, в зависимости от условий внешнего напряжения.
Предмет изобретения
Сферическая опора скольжения, содержащая сферические пяту и подпятник, отличаюи1аяся тем, что, с целью образования гидродинамического смазочного клина между подпятником и пятой в направлении ее вращения, подпятник выполнен ввиде корпуса со сферическим углублением, в котором расположены самоустанавливающиеся сегменты, имеющие сферические внутреннюю и наружную поверхности, опирающиеся выполненной в каждом из
1р них сферической выемкой на концы регулируемых упоров, установленных в корпусе, и зафиксированные, например, штифтами от тангенциальных смещений.

