Патент ссср 401848
О П И С А .-Н:"-И ЕИЗОЫ ЕТВНИЯ
-4Й 848
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 12.VIII.1971 (№ 1687002/25-8) с присоединением заявки №
Hpÿîðитет
Опубликовано 12.Х.1973. Бюллетень ¹ 41
Дата опубликования описания 23Л.1974
М. Кл. F 16j 15/54
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР ао делам изаоретений и открытий
УДК 62.762 (088.8) Авторы изобретения
Э. П. Кревсун, М. Е. Городецкий и А. В. Наганов
Заявитель
Центральное конструкторское бюро с опытным производством
АН Белорусской CCP
РАДИАЛЬНО-ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ
ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА
Изобретение относится к контактным уплотнениям, применяемым в машиностроении для ограничения протечек текучей среды ,вдоль вращающегося вала.
Известно радиально-торцовое уплотнение вращающегося вала с помощью вставленных в .корпус металлических обойм, в которых расположены неразрезные кольца из антифрикционного материала с внутренней овалообразной расточкой, зафиксированные от поворота фиксаторами и прижимаемые к валу в диаметрально противоположных направлениях охватывающими их по полуокружпостп пружинами.
Йзвестпос уплотнение недостаточно надежно из-за сложности конструкции, оно имеет две пружины и мелкие детали типа стопоров.
Кроме того, это уплотнение ограничивает максимальное число оборотов вала величиной относительной скорости скольжения колец по валу.
Целью изобретения является упрощение конструкции,,повьппение надежности уплотнения и повышение максимально допустимого числа оборотов вала за счет перераспределения скорости скольжения между торцовой и радиальной .поверхностями трения.
Для этого кольца предлагаемого уплотнения не зафиксированы, могут проворачиваться относительно вала, прижимаются к нему одной кольцевой пружиной, которая переходит с одного кольца на другое, охватывая каждое по дуге, равной половине окружности, а овалообразная внутренняя расточка каждого
5 кольца смещена относительно наружной по,верхности в сторону от охватывающей кольцо пружины.
На фиг. 1 изображено описываемое уплотнение, общий впд; на фиг. 2 — разрез,по А — Л
10 па фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 2.
Уплотнение содержит вставленную в корпус
1 обойму 2, уплотнптельные кольца 8 и 4, прижимаемые к валу 5 кольцевой (браслет15 ной),пружпной 6. Узел закрывается защитной шайоои 7 и разрезным пружинным, кольцом 8.
Уплотнптельные кольца 8 и 4, выполненные из антифрпкционного материала, имеют внутреннюю овалообразную расточку (причем
20 центр тяжести кольца смещен относительно центра, вала) и систему разгрузочных канавок для п1дравлической разгрузки в осевом и радиальном направлениях. Торцовые поверхности колец 8 и 4 и упорный бурт обоймы 2
25 притерты и прижаты друг к другу силами давления уплотняемой среды. Браслетная пружина 6 охватывает каждое из уплотнительных колец 3 и 4 по полуокружности и переходит с одного кольца на другое по лереЗО ходным канавкам, прорезанным под углом к
401848 плоскости разъема колец. Под действием,пружины б у плотнительные кольца 3 и 4 смещают ся одно относительно другого в диаметрально противоположных направлениях и без зазора охватывают вал по поверхности, двух полуколец. Сила трения между браслетной пружиной и кольцами ие допускает |проворот одного кольца относительно другого.
При вращении вала 5 уплотнительные .кольца 8 и 4 приходят во вращение за счет того, что момент сил трения между валом и кольцами превышает момент сил трения между торцовой поверхностью кольца 4 и обоймы 2.
При увеличении чи|сла оборотов вала до определенной величины центробежные силы, действующие в направлении, противоположном действию кольцевой пружинны, в результате смещения центра тяжести кольца относительно оси вращения уменьшают силу прижатия колец к валу и соответственно уменьшают момент сил трения по радиальной уплотнителыной поверхности. При равенстве моментов сил трения на радиальной и торцовой по верхностях уплотнительных колец кольца начинают проворачиваться относительно вала, и при,повышении числа оборотоB скорость скольжения распределяется между торцовой и радиальной поверхностями трения.
Предмет изобретения
Радиально-торцовое уплотнение вращающегося вала посредством встроенных в корпус обойм, в каждой из которых находятся выполненные из антифрикционного материала
10 два неразрезных с о валообразной расточкой кольца, прижатые к валу в диаметрально противоположном направлении пружиной, охватывающей каждое кольцо по дуге, ра|вной половине окружности, отличающееся тем, что, 15 с,целью упрощения конструкции, повышения надехкпости и максимально допустимого числа оборотов вала за,счет перераспределения скорости скольжения между торцовой и радиальной поверхностями трения, кольца не
20 зафиксированы от проворота, прижимаются к валу одной переходящей с одного кольца на
mpyroe и охватывающей их по дуге, ра вной половине окружности, .пружиной, а овалообразная в нутренняя расточка каждого кольца
2S смещена относительно наружной поверхности в сторону от охватывающей кольцо пружины.
А-А фиг1
Вид Б
Фиг З
Фиг
Составитель P. Хлудова
Текред T. Ускова Корректор В. Брыксина
Редактор Трошина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3720/13 Изд. ¹" 143 Тираж 82G Подписное
1ЛНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва. Ж-35, Раушская наб., д. 4,,5


