Устройство для автоматического управления выключателем затухания судовых компасов
ОП ИСАЙ ИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз СоветскихСоциалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 20Л 11.1971 (№ 1688391/40-23) с присоединением заявки «¹
Приоритет
Опубликовано 03.Х.1973. Бюллетень ¹ 39
Дата опубликования описания 25.1.1974
М. Кл. G 05K 17) 00
G 0lc 17/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий
УДК 621.316.57 (088.8) Авторы изобретения
М. А. Шиф, Ю. К. Жбанов, Л. М. Подашев, А. М. Утенков, О. И. Барский и Б. Ф. Петрунин
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ABTOMATH IÅÑÊOÃO УПРАВЛЕНИЯ
ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ ЗАТУХАНИЯ СУДОВЫХ КОМПАСОВ
Изобретение относится к области приборостроения и моокет быть использовано BQ âñïîмогательпых приборах .корабельных компасов для управления запирающим,реле гидравл ического успокоителя чувствительного элемента.
В известных системах а втоматизация этой операца1и осуществляется специальным устройством> использующим фрикционно-,рычаж ный механизм с сельсинным приводом в линии курса сч имеющим грубые и неретулируемые в процессе эксплуатации пороги сраоатывания.
В некоторых схемах дополн ителыно используют сигнал центробежного регулятора для отключения затухания при изменении скорости па прямом курсе.
Однако п1едостатоъная чувствительность этих систем приводит к значительному запаздыванию в выключении затухана1я, вызывающему дополнительные девиации компаса после маневра.
С помощью этих систем невозможно регулировать порог срабатывания, обеспечивающий наибольшую чувств1гтелыность при незначителыпом числе ложных срабатываний.
Оптимальная величина порога срабатывания зависит от средней амплитуды движен ия корабля на курсе и уровня флуктуаций скорост|и в линии лага.
Цель пзобретени11 — повысить точность курсоуказаппя при маневрах корабля.
Это достигается использованием двух идентичных электронных схем, реагирующих на
5,превышение пороговых значений, преобразованных,ди фференцпрующим RC-контуром электрическ1гх сигналов, пропорциональных север ой (1"х) и восточной (Vz ) составляющим скорости корабля.
10 Блок-схема предложенного устройства приведена на фиг. l, где 1 — сииусно-,косинусныи вращающ1гйся трансформатор (СКВТ), 2— устройство определения скорости изменения управляющего сигнала, 3 —,пороговое устрой15 ство., 4 — регулятор, 5 — исполнительное устройй.ство.
На фпг. 2 приведена принципиальная схема этого же устройства и приняты следующие обозначения: 6 — фазочувствптельный
20 вьепрямптель, собранный на диодах Д1 — Д1 (Дз — Д8) и резисторах R1 — R (R8 — R8), 7— дифференцирующпй контур С1, Rg, R1p (С2, R11, Кг), 8 — мостовой балансовыи усилитель постоянного тока. собранный на лампе Л1
25 (Л ) и резисторах К18, Кы, К15 (К18, К17, R18)
Р1 (Р2) — чувствительное реле, В1 — переключатель, служащий вместе с резисторами
R1g — R21 (R22 — К2>) для изменения порогов.
В описываемом устройстве для автоматиче30 ского выключения затухания используют
399846 электрические сигналы, пропорциональные восточной (Vz ) и северной (Vii-) составляющ им скорости корабля.
Такие сигналы могут быть получерны разложением переменного на пряжен11я, пропорционального лаговой скорости корабля (Vi) на вращающемся синусно-.коспнусном трансформаторе (С1 БТ), установленном на натуральной цене оборота в редукторе следящей системы, курса. Уе — — Vä $1п К
V — V, со$К, где К вЂ” курс корабля.
Напряжения, пропорциональные восточной и северной составляющим скорости корабля
Уя= С-Vz sin ot и U, — CVu.sill a>t, где С вЂ” коэффициент пропорциональности, co — угловая частота переменного тока, t— время, поступают через входной трансформатор Тр1 (Тр2) устройства на фазочувствительный выпр11 митель Д1 — Д4 и RI R4 (Д5 ДЗ
R5 R8) .
Опорное напряжение на фазочувствительный выпрямитель подается через трансформатор Тр5. Выпрямленное напряжение (U или
U ) поступает на дифференцирующий контур С1, Rg, Rlo (С2, R», R12) Любое .маневрирование корабля .курсом или скоростью вызывает изменение величины сигналов
CVz или 011 — — СЪ х и сопровождается появлением уравнительных то ков в цепи конденсатора С1 (С2), которые создают разность потенциалов на резисторах Rg К10 (R»b R12).
Эта разность потенциалов усиливается мостовым балансным усилителем постоянного
4 тока, Л1, 215, R14, К15 (Л2, К15, 017, Rla), II >bi ходной диагонали которого подключено реле
Р1 (1 2)
При определенном значении разности по.
5 тенциалов на резисторах Rg, Rlo (R» 12) реле PI (P2) срабатывает, замыкая цепь питания исполнительного, реле Р5,,которое подает напряжение па обмотку запирающего реле.
10 Переключателем В1,можно вводить последовательно с обмоткой реле Р1 (Р2) добавоч,ные резисторы. При этом .меняется величина разности:потенциалов на резисторах Rg, Rlo (К», R12), необходимая для срабатывания
15 реле Р1 (Р2).
Таким образом регулируется порог срабатывания.
Предмет изобретения
20 Устройство для авто|матического управления выключателем затухания судовых ком,п асов, содержащее синусно- косинусный вращающийся трансфориатор (СКВТ), установленный в редукторе.решающей следящей системы
25 курса, и исполнительное устройство, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения точности курсоу казания при маневрах корабля, в него введены соединенные своими выходами с исполнительным устройством идентичные кана30 лы выработки команды на отключение затухания компаса, выполненные из последовательно соединенных устройства определения скорости изменения управляющего сигнала, порогового устройства и регулятора величины
Ç5 порога, .причем вход первого |канала соединен с синусной, а второго — с косин ":-IQII обмоткаа м и СКВТ.
Редактор E. Кравцова
Составитель И. Колчин
Техред Л. Грачева
Корректор Н. Стельмах
Заказ 39/18 Изд, № 88 Тираж 780 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



