Сцепная зубчатая муфта
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ зезвоо
Союз Советским
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено ЗО.XII.1971 (№ 1731258125-27) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 10.VIII.1973. Бюллетень № 33
Дата опубликования описания 27.XII.1973
М. Кл. F 16d 3118
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий
УДК 621.825.52(088.8) Авторы изобретения
Л. M. Воркунов, Б. С. Хайкин и В. А, Айриянц
Заявитель
СЦЕПНАЯ ЗУБЧАТАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к подъемно-транспортной технике.
Известны зубчатые муфты, содержащие две полумуфты с зубчатыми втулками, входящие в зацепление с зубьями обойм, в одной из которых установлено центр ирующее кольцо, взаимодействующее с подшипником. Переключение этих зубчатых муфт сопровождается в определенный момент прохождением подвижной зубчатой втулки через три опоры, что практически невыполнимо при перекосах осей, допустимых в компенсирующих зубчатых муфтах. Кроме того, при разбалчивании полумуфт, чтобы сохранить рабочее состояние ведомого вала, приходится осушествлять полный демонтаж муфты, при этом нарушается герметичность каждой разобщенной полумуфты.
Цель изобретения — повышение надежности работы.
Предл агаемая сцепная зубчатая муфта снабжена жестко связанным с центрирующим кольцом упругим элементом — втулкой, торцовая часть которой выполнена в виде цанги. Кроме того, на торцах обойм установлены заглушки с уплотнительными кольцами.
На фиг. 1 схематически изображена описываемая муфта, общий вид, в рабочем состоянии; на фиг. 2 — то же, в момент переключения; на фиг, 3 — то же, в случае разобщения валов с рабалчиванием полумуфт; на фиг. 4 — разрез по А — А на фиг. 1.
Сцепная зубчатая муфта состоит из двух полумуфт, зубчатые втулки 1 и 2 которых находятся в зацеплении с вну тренними зубьями обойм 8 и 4. Полумуфты посажены на концы соединяемых валов 5 и 6 посредством шпонок 7, передающих крутящий момент.
10 В ступенчатой расточке обоймы посредством кольца 8 закреплена металлическая втулка 9, торцовая часть которой выполнена в виде цанги, контактирующей " самоустанавливающимся подшипником качения 10. Этот
15 подшипник устанавливается на конце одного из валов и используется в качестве центрирующей опоры при перемещении обойм муфты посредством отводки (не показана) . Отводка включения входит в кольцевой паз а
20 на наружной поверхности обоймы 8.
Каждая из полумуфт после их разобщения представляет собои герметизированную камеру, закрытую с внутренней стороны заглуш25 кой 11 с уплотнительными кольцами 12. С наружной стороны к обоймам полумуфт крепятся крышки И и 14 с прокладками 15.
Кольцевые расточки крышек снабжены уплотнениями (6 для предотвращения утечки
30 масла, 3
Обе полумуфты связаны между собой болтовым соединением 17.
В рабочем состоянии муфты зубчатые венцы втулок 1 и 2 находятся в зацеплении внутренними зубьями обойм 8 и 4. При необходимости разобщения валов обоймы муфты перемещаются на величину выхода зубьев ведомой полумуфты из зацепления посредством отводки, которая входит в кольцевой паз а.
Зубья .ведущей втулки 2 и обоймы 4 остаются в зацеплении, что достигается увеличением длины зубьев обоймы.
Для того чтобы обоймы не просели и не нарушалось их центрирование, па самоустанавливающийся подшипник качения 10 в момент переключения входит предусмотоенная для этой цели металлическая втулка 9 своей торцовой ца нговой частью. Благодаря упругому опиранию обоймы на самоустанавливающийся подшипник качения в момент переключения удается создать необходимые условия для прохождения подвижной обоймы муфты через три опоры, В случае разобщения валов с разбалчиванием полумуфт обойма 3, перемещаясь посредством отводки, занимает промежуточное положение, не выходя из зацепления с вращающейся втулкой 1 и центрируясь на под393500 шипнике качения 10. При этом герметичность полумуфт обеспечивается вследствие того, что каждая их них снабжена заглушками с уплотнительными кольцами, создающими раздельные герметически закрытые полости, запол пенные см аз кой.
Сцепная зубчатая муфта может найти применение в установках с резервным приводом, рассчитанных на передачу крутящего момен10 та большой величины, например в ленточных конвейерах большой мощности.
Предмет изобретения
1. Сцепная зубчатая муфта, содержащая две зубчатые полумуфты, входящие в зацепление с зубьями обойм, в одной из которых смонтировано центрирующее кольцо, взаимо20 действующее с подшипником, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, она снабжена жестко связанным с центрирующим кольцом упругим элементом— втулкой, торцовая часть которой выполнена
25 в виде цанги.
2, Муфта по п. 1, отличающаяся тем что на торцах обойм установлены заглушки с уп-, лотнительными кольцами.
Составитель И. Золотник
Редактор Л. Жаворонкова
Техред А. Камышникова
Корректор О. Тюрина
Заказ 3440/16 Изд. № 890 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



