Зубчатая муфта

 

ОПИСАНИЙ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

368425

Союз Соввтсыиз

Социалистичесым»

Рвспубл»»

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

М. 1 л. F 16d 3/18

Заявлено 29.Х11.1970 (И 1608663/25-27) с присоединением заявки №вЂ”

Приорнтст—

Опубликовано 26.1.1973. Бюллетень ¹ 9

Дата опубликования описания 6.IV.1973

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УД1 621.825.52(088.8) Автор изобретения

В. Н, Гольцов

Заявитель

ЗУБЧАТАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению.

Оно предназначено для длительной передачи большого крутящего момента от двигателя к тормозному устройству при стендовых испытаниях двигателей внутреннего сгорания.

Известна муфта, состоящая из двух одинаковых втулок с зубчатыми венцами, находящимися в зацеплении с зубчатыми венцами полумуфт, охватывающих втулки.

Однако такая муфта малопригодна для длительной передачи больших модностей изза недостаточной долговечности.

Предлагаемая муфта не имеет этого недостатка и отличается от известной тем, что зубья полумуфт выполнены длиной, вдвое оольшей длины зубьев втулок, а промежуточный диск с одной стороны имеет цилиндрический выступ, длинна которого по образующей составляет не более половины длины зубьев полумуфт.

На фиг. 1 изображена описываемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — зуочатое зацепление; на фиг. 3 — вид по стрелке А на фиг. 2.

Зубчатая муфта состоит из двух аналогичklbkx по конструкции втулок 1 и 2, жестко закрепленных соответстветоно на ведущем и ведомом валах.

Втулки имеют зубчатые венцы 8 н 4, которые находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми венцами 5 и 0 двух полумуфт 7 и 8.

Зубчатые венцы полумуфт имеют зубья, длина которых вдвое больше длины зубьев зубчатых венцов втулок. К каждой полумуфте четырьмя винтами 9 и 10 прикреплены опорные диски 11 и 12, предназначенные для радиальной фиксации муфты в сборе. Радиальная фиксация муфты осуществляется. за счет входа цилиндрических частей 18 и 14 опорных дисков во внутренние расточки, выполненные во втулках. В месте установки уплотнительных колец 15 и 16 внутренние расточки имеют опорные пояски 17 и 18, остальная часть каждой внутренней расточки имеет коническую форму. Поверхность опорных поясков в сечении выполнена по радиусу. Такая форма внутренних поясков позволяет работать муфте при некоторой несоосности лри установке валов под небольшим углом друг к другу (фиг. 2).

Между опорными дисками 11 и 12 устанавливается промежуточный диск 19, имеющий с одной стороны цилиндрический выступ 20, об25 разующая которого не должна быть больше половины длины зуба венца.

При перестановке промежуточного диска выступом 20 в сторону втулки 2 муфта устанавливается во второе рабочее положение, 30 при котором зубча тьте венцы входят в зацеп368425

a) а„+а„ ление с еще не изношенными частями зубьев венцов.

Одновременно выступ служит и для осевой фиксации муфты с помощью двух одинаковых упорных втулок 21 и 22. Для предотвращения относительных перемещений втулки соединяются штифтами 28 и 24 с втулками.

Осевой зазор а обеспечивается наличием свободного промежутка между торцами цилиндрического выступа 20 и опорной втулки 21.

Величина зазора а должна быть равна или больше суммы осевых зазоров двух соединяемых валов, т. е. где ад — осевой зазор коленчатого вала двигателя; а, — осевой зазор вала тормозного устройства.

Зазор а устанавливается за счет подбора соответствующей длины упорной втулки 21.

Для обеспечения возможности проворачивания при помощи рычага коленчатого вала двигателя в промежуточном диске выполнены цилиндрические гнезда 25.

Детали зубчатой муфты 7, 8, 11, 12 и 19 взаимно соединены болтами 2б с гайками для создания между ними расчетных сил трения при передаче крутящего момента. Соосность соединения достигается за счет установочных поясков, выполненных на каждой соединяемой детали.

Между втулками, полумуфтами и опорными дисками имеются разные по объему герметичные полости 27 и 28, заполненные трансмиссионным маслом для смазки зубчатых зацеплений.

Полость 27 заполнена маслом в количестве, равном объему полости 28. При перестановке муфты во второе рабочее положение объемы указанных полостей соответственно меняются.

Герметизация полостей 27 и 28 осуществляется уплотнительными кольцами 15, 1б, 29 и

80 из маслостойкой резины и уплотнениями 31 и 32, обеспечивающими герметичность и в случае небольшой несоосности валов.

- Зубчатая муфта работает следующим образом. Ведущий зубчатый венец 8 вращает через ве нец 5 полумуфту 7, которая посредством сил трения передает крутящий момент через опорный диск 11, промежуточный диск

19 и второй опорный диск 12 на полумуфту 8.

Последняя через зубчатые венцы б и 4 вращает втулку 2, закрепленную на ведомом валу. При этом, в;постоянном зацеплении с зубчатыми венцами 3 и 4 находятся левые половины зубчатых венцов 5 и б (правое рабочее положение муфты).

При износе зубчатого зацепления, в основном из-за износа зубьев наружного зуочатого венца, муфта устанавливается во второе рабочее положение,,при котором зубчатые венцы

8 и 4 входят в зацепление с еще не изношен5

Зо

35 0

60 б5 ными частями зубьев (правые половины зубьев) зубчатых венцов 5 и б.

Установка муфты во второе, рабочее положение производится путем снятия болтов 2б и перемещения полумуфты 7 в сборе с опорным диском 11 влево до упора торца зубчатого венца 8 во внутреннюю стенку опорного диска 11, а полумуфты 8 со своим опорным диском 12 — вправо до упора соответствующих деталей. При этом промежуточный диск

19 свободно демонтируется, переворачивается на 180 и ставится на прежнее место цилиндрическим выступом 20 в сторону втулки 2 (вправо).

При установке болтов 2б полумуфта 8 перемещается влево на половину длины зуба венца б (до соприкосновения с промежуточным диском 19), и муфта устанавливается во второе рабочее, положение. Цилиндрическая часть 18 опорного диска 11 свободно входит во внутреннюю расточку втулки 1, а цилиндрическая часть 14 опорного диска 12 выводится из соответствующей расточки на величину, равную половине длины зуба венца б.

Герметичность зубчатых зацеплений лри этом не нарушается, и масло из герметических полостей 27 и 28 не сливается.

Кратковременное отсоединение вала двигателя от тормозного устройства без нарушения соосности валов указанных агрегатов и герметичности зубчатых зацеплений осуществляется следующим образом: демонтируется болтовое соединение и снимается промежуточный диск 19, как было сказано вьвше. Ведущая полумуфта 7 при этом надежно закреплена на втулке 1 за счет ввода цилиндрической части 18 во внутреннюю расточку этой втулки.

Предмет изобретения

1. Зубчатая муфта, содержащая втулки с зубчатыми венцами, закрепленными на концах ведущего и ведомого валов, две полумуфты с зубчатыми венцами, находящимися в lnoстоянном зацеплении свенцами втулок,,промежуточный,диск и уплотнения между втулками и полумуфтами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения долговечности работы муфты, зубья полумуфт выполнены длиной, вдвое большей длины зубьев втулок, а нромежуточный диск с одной стороны имеет цилиндрический выступ, длина которого по образующей составляет не более половины длины зубьев полумуфт.

2. Муф.га по in. 1, отличающаяся тем, что она снабжена двумя опорными дисками, прикрепленными к полумуфтам и имеющими удлиненные цилиндрические ступицы, входящие во,внутренние расточки:втулок и образующие совместно с втулками и полумуфтами замкнутые полости для помещения смазки.

3. Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что в промежуточном диске выполнены сквозные радиальные отверстия для проворачивания с помощью, рычага ведущего вала.

368425 ц 12

4. Муфта по пп. 1 — 3, отличаюи аяся тем, что она снабжена двумя упорными втулками, каждая из которых одним концом упирается в промежуточный диск, а другим — во втулку.

368425

ВиЮ,4

24- сб„, Z

Составитель И. Дьяков

Техред T. Курилко

Редактор Г. Кузьмина

Корректор Е Денисова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 802/8 Изд. № 196 Тираж 826 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Зубчатая муфта Зубчатая муфта Зубчатая муфта Зубчатая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх