Зубчатая муфта
376 6I0
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ оюз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 12 Ч11.1971 (№ 1680244/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано О5ЛЧ.1973. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 28Х.1973
М. Кл. F 16d 3/18
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.825.52 (088.8) Авторы изобретения
А. Я. Занин и Ю. К. Панкратов
Уральский завод тяжелого машиностроения им. С. Орджоникидзе
Заявитель
ЗУБЧАТАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах прокатных станов.
Известна зубчатая муфта, содержащая две зубчатые втулки, входящие в зацепление с на- 5 ружной зубчатой обоймой, и один подшипник качения, который центрирует муфту в момент ее переключения. Однако в этой муфте под действием веса и центробежных сил обойма смещается на величину зазоров в зубчатом 10 зацеплении, что ведет к перераспределению нагрузки между зубьями, а следовательно, увеличивает износ зубьев, снижает нагрузочную способность муфты и срок службы, Предлагаемая муфта для повышения нагру- 15 зочной способности и срока службы снабжена осью, размещенной симметрично зубчатым втулкам и неподвижно установленной в перемычке, предусмотренной в зубчатой обойме.
На концах оси смонтированы внутренние 20 кольца подшипников, а наружные кольца подшипников закреплены во внутренних расточках зубчатых втулок, причем величина радиальных зазоров в подшипниках меньше величины радиальных зазоров в зубчатом зацеп- 25 ленни. Кроме того, зубчатая обойма может быть выполнена разъемной, состоящей из двух частей, каждая из которых имеет свою перемычку, а ось может быть выполнена из двух независимых соосных валов. 30
На фиг. 1 представлена описываемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, но с разъемной обоймой; на фиг. 3 — разрез по
Б — Б на фиг. 2.
Зубчатая муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 втулок, с наружными зубьями 3. Крутящий момент между втулками передается через наружную зубчатую обойму 4, имеющую внутри перемычку 5. Крышка б служит для фиксации обоймы в осевом направлении и снабжена уплотнением 7. Болтовое соединение
8 служит для крепления крышек к обойме.
Ось 9, на концах которой смонтированы внутренние кольца сферических подшипников 10, зубчатым втулкам в перемычке. Наружные кольца подшипников закреплены во внутренних расточках D, зубчатых втулок и зафиксированы в осевом чаправлении крышками 11.
База А между подшипниками совпадает с осью зубчатых венцов втулок, т. е. совпадает с центром поворота втулок при наличии угла перекоса между соединяемыми валами. По размеру D втулки закрепляют на приводные концы валов машины, посадка оси по этому размеру неподвижная.
Зубчатая обойма (фиг. 2) может быть разь емной (из двух частей 12 и 18, соединенных между собой болтами 14), при этом каждая
376610 часть обоймы снабжена соответственно своей осью 15 и lб.
Болтовое соединение не участвует в передаче крутящего момента благодаря тому, что с торца двух частей 12 и И обоймы выполне- 5 ны пазы размером В, куда установлены две неподвижные 17 и две подвижные 18 вставки, которые контактируют между собой по клиновой поверхности. Осевая фиксация вставок осуществляется при помощи болтов 19. Такая конструкция муфты обеспечивает беззазорную передачу крутящего момента между частями обоймы. В радиальном направлении части
12 и 18 обоймы взаимно центрируются цилиндрическим выступом диаметром 0 . Величина 15 радиальных зазоров в подшипниках меньше величины радиальных зазоров в зубчатом зацеплении. Подшипники выбраны максимальных размеров, чтобы они смогли нести на себе не только вес обоймы, но и часть нагрузки, которая может возникать в первый момент работы муфты при приработке зубчатого зацепления, а также из-за неточности изготовления зубьев. Таким образом, предлагаемая муфта центрируется через подшипники каче- 25 ния, и поверхности зубьев не являются центрирующими.
Предмет изобретения
1. Зубчатая муфта, содержащая две внутренние зубчатые втулки, входящие в зацепление с наружной зубчатой обоймой, и центрирующие подши пники качения, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и срока службы, она снабжена осью, размещенной симметрично зубчатым втулкам и неподвижно установленной в перемычке, предусмотренной в зубчатой обойме, на концах оси смонтированы внутренние кольца подшипников, наружные кольца подшипников закреплены во внутренних расточках зубчатых втулок, а величина радиальных зазоров в подшипниках меньше величины радиальных зазоров в зубчатом зацеплении.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что зубчатая обойма выполнена разъемной, состоящей из двух частей, каждая из которых имеет свою перемычку, а ось выполнена из двух независимых соосных валов,


