Щит для проходки тоннелей в сыпучих
ОП И-(: АНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства № 140817
Заявлено 01.11.1972 (№ 1742926/29-14) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 10.VIII.1973. Бюллетень № 33
Дата опубликования описания 24.XII.1973
М. Кл. E 01 3(02
1 асударственный комитет
Совета Министров СССР ае делам изобретений и открытий
УДК 624.191.6 (088.8) Авторы изобретения
В. П. Самойлов, О, Я. Цагикян, Ю. И. Левитин, И. П. Беляев и Д. В. Фомкин
Научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений и Экспериментальное конструкторское бюро Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций им. В. А. Кучеренко
Заявители
ЩИТ ДЛЯ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЕЙ В СЫПУЧИХ
ГРУНТАХ
Известен щит для проходки тоннелей в сыпучих грунтах по основному авт. св, № 140817, ножевая часть которого разделена на отсеки горизонтальными перегородками, к каждой из которых примыкает по ширине .щита один или несколько ленточных конвейеров с реверсивными фрикционными устройствами,,причем конвейеры установлены с возможностью поворота.
Недостатком упомянутого щита является то, что ленты конвейеров и щит движутся несинхронно, создавая угрозу выпадения грунта в забое, особенно при работе щита в песчаных грунтах с малым сцеплением. В отдельных случаях, например при большом сцеплении песчаного грунта, в целях снижения усилия внедрения щита требуется в течение одной заходки произвести многократное сбрасывание грунта с конвейера со скоростью большей, чем скорость продви>кения щита.
Эта задача в известных щитах также не решена.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков, ликвидация переналадочных работ прп изменении грунтовых условий в забое.
Достигается это тем, что каждый ленточный транспортер выполнен с приводным барабаном, один конец которого кпнематически соединен со штоком щитового домкрата, а другой соединен с электродвигателем посредством эксцентрикового рычага, закрепленного на диске, установленном на выходном валу редуктора.
При этом приводной барабан может быть соединен со штоком щитового домкрата и электродвигателем .посредством обгонных механизмов, например храпового типа. ,На фиг. 1 схематически изобра>кен пре,п10 ложенный щит в продольном разрезе; на фпг.
2 — то же, вид спереди; на фиг 3 — кипематическая схема привода конвейера в забое щита; на фиг. 4 — разрез по 1-А га фиг. 2; на фиг. 5 разрез по Б-Б на фш. 2;
15 на фиг. 6 — разрез по В-B на фиг, 4; на фиг. 7 — разрез,по Г-Г,на,фиг. 4; на фиг. 8— разрез по Е-Е на фиг. 7; на фпг. 9 — разрез по Ж-Ж на фиг. 7, Проходческий щит состоит из корпуса 1, 20 ножевая часть которого жесткими горизонтальными полками 2 разделяется на несколько ярусов. Каждый ярус вертпкальнои перегородкой 8 делится на две ячейки, в которы.: вслед за полками 2 располагаются во всю
25 ширину ячейки короткие конвейеры 4, прикрепляемые болтами к жестким элементам ножевой части щита при помощи боковых щек 5 и б. В боковых щеках 5 и б устанавливаются приводной барабан 7, на цапфах
30 которого на шпонках лосажены храповпкп 8
393304 и 9, и натяжной барабан 10 с натяжными винтами 11 для натяжения ленты 12 конвейера.
Храповики 8 и 9 вводятся в зацепление с собачками 18 и 14, оси которых укрепляются соответственно в корпусе 15 и барабане 16.
Храповик 8 приводится во вращение через собачку И от электропривода 17, состоящего пз электродвигателя 18, редуктора 19, па выходном валу которого сидит диск 20 с радиальной прорезью 21 и регулировочным винтом
22, и эксцентриковото рычага 28 с корпусом
24, устанавливаемым в прорези 21. Рычаг 28 шарнирно соединяется с корпусом 15. Храпои1к 9 приводится во вращение через собачку
14,при помощи троса 25, закрепленного через штангу 26 к башмаку ближайшего щитового домкрата 27. Для направления троса устанавливаются ролйки 28.
В корпусе 1 проходческого щита за конвейерами 4 располагается роторный ковшсвой погрузчик 29 поперечного действия с породной течкой 80 и продольным конвейером
81. Устройство работает следующим образом.
При вдавливании щита в песчаный забой осыпь грунта располагается на жестких полках 2 и конвейерах 4,под углом естественного откоса, осуществляя тем самым крепление забоя. Во время движения щита грунт осыпается с конвейеров, подхватывается ковшами роторного погрузчика 29 и через породную течку 80 и продольный конвейер 81 подается на внутритоннельный транспорт для выдачи на поверхность. Конвейеры 4 постоянно соединены со штоками щитовых домкратов 27.
В сухих однородных песках с малым сцеплением грунта привод конвейеров 4 осуществляется от щитовых домкратов 27 и скорость конвейеров оказывается синхронной со скоростью щита, что полностью предотвращает вывалы грунта в забое. Электропривод 17 при этом не включается, а храповик 8 свободно прощелкивает при вращении конвейерог! от .щитовых домкратов 27.
При попадании щита в пески с большим сцеплением грунта маш инист щита включает электропривод 17 конвейеров 4. В этом случае конвейеры приобретают скорость, большую чем скорость щита, чем облегчается внедрение щита в забой, Привод ко1всйсров теперь осуществляется через храповик 8 и со10 бачку 18, а храповик 9 свободно прощелхивает. При необходимости скорость конвейеров может регулироваться винтом 22, перемещающим корпус 24 в прорези 21. При этом изменяется вели пша эксцентриситета рычага, а
15 следовательно, и число зубьев храповика 8, входящих в зацепление с собачкой 13 за время одного оборота выходного вала редуктора 19.
Таким образом, скорость конвейеров в за20 бое щита может изменяться от минимальной, сипхронн01! со скорост!по !Цитя, до мяес<имально необходимой прп увсли !сипом сцеплении грунта или иных перечисленных вь: пе сложных условиях проходки.
Предмет изоорстения
1. Щит для проходки тоннелей в сыпучих грунтах по авт. св. № 140817, отличающийся тем, что, с целью ликвидации переналадочных
30 работ при изменении грунтовых условий в 1абое, каждый ленточный конвейер выполнен с приводным барабаном, один конец котор 1го кинематически соединен со штоком щитов>го домкрата, а другой соединен с электродвига35 телем посредством эксцептрпкового рычага, закрепленного на диске, установленном па выходном, валу редуктора.
2. Щит по п. 1, отлича1ощийся тем, что приводной барабан соединен со штоком щитово40 ГО домкратЯ и элект130дв!!Гателсм посрсдстном
Обгонных механизмов, например хряпового типа, 393394 г- г
7 Ж-pf
Фиг. У
Составитель Л. Ларина
Текред 3. Таранепко
Редактор И. Квачадзе
Корректоры; E. Давыдкина и В. Петрова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3430110 Изд. № 956 Тирани 551 Подписное
ЦНИИП1! Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4j5



