Способ продления срока службы колеса и шестерен второй ступени редуктора судового турбозубчатого агрегата
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
389988
Союз- Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетельства №
Заявлено 2 0ЛЧ.1971 (№ 1655718/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 11 VII.1973. Бюллетень ¹ 30
Дата опубликования описания 2.1.1974
М, Кл. В 63h 2 3/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
УДК 629.12".621.831(088.8) Автор изобретения
В, Л. Тихонин
Заявитель
СПОСОБ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ
КОЛЕСА И ШЕСТЕРЕН ВТОРОЙ СТУПЕНИ РЕДУКТОРА
СУДОВОГО ТУРБОЗУБЧАТОГО АГРЕГАТА
Предложенное изобретение относится к эксплуатации водных транспортных средств, преимуществен!но морских судов с четырехлопастным гребным винтом.
Способ продления срока службы колеса и 5 шестерен второй ступени редуктора может быть применен к судовому турбозубчатому агрегату, работающему на гребной винт, валопровод которого состоит из участков, связанных гидропрессовым бесфланцевым соедине- 10 нием.
Особен!ность предлагаемого способа состоит в том, что в процессе эксплуатации через определенные промежутки времени бесфланцевое соединение разбирают, гребной винт раз- 15 ворачивают против часовой стрелки относительно колеса второй ступени и затем вновь собирают бесфланцевое соединение, при этом оптимальный промежуток времен!и от одного разворота гребного винта до другого равен 20
4 — 5 тысячам часов.
Подобный способ позволяет обеспечить равномерный износ всех зубьев колеса.
На фиг. 1 изображена вторая ступень ре- 25 дуктора; на фиг. 2 — график усилий, воспринимаемых зубьями колеса; на фиг. 3 — бесфл!анцевое соединение.
Колесо 1 второй ступени редуктора сцепле- но с шестернями 2 и 3, которые кинематиче- 30 ски связаны с турбинами соответственно высокого и низкого давлений.
В процессе эксплуатации судового двигателя за один оборот вала в момент вертпка Ibного положения лопастей гребного винта (положения на фиг. 1 соответственно la, 2a, За, 4а; l б, 2б, Зб, 4б; lв, 2в, Зв, 4в; lг, 2г, Зг, 4г;
lд 2д Зд 4д; le, 2е, Зе, 4е и lж, 2ж, Зж, 4ж) восемь групп зубьев колеса 1 второй ступени, входящих в зацепление с шестернями высокого и низкого давлений, испытывают пульсирующие осевые нагрузки от 75.до 135% прп асимметричном цикле (см. фиг. 2) и имеют больший износ и значительное ппттпнгование профиля.
Остальныс зубья, не подверженные осевым пульсирующим перегрузкам, испытывают обычные нагрузки в пределах от 75 до 105%.
На фиг. 1 точками с индексами каждой лопасти гребного винта (lа, 2б, Зв и т. д.) обозначены зубья, подвергающиеся осевым н крутильным колебаниям четырехлопастного грсоного винта В Вертикальном поло кении лопастей в момент зацепления шестерен высокого и низкого давлений с колесом второй ступешп
С целью равномерного износа зубьев колеса и шестерен второй ступени на судах с чстырехлопастным винтом последний во время cæc годного докования разворачивают против часовой стрелки относительно колеса второй ст 380988 пени, при этом угол разворота равен 24 в первом положении, 30 — во втором, 36 — в третьем, 56 — в четвертом, 62 — в пятом и
68 — в шестом поло>кении.
На других судах угол разворота определяют в зависимости от угла установки между шестернями турбин колеса второй ступени, а также от количества турбин, работающих на гребной винт.
В каждом из положений гребного винта после разворота редуктор эксплуатируется в течение 4 — 5 тысяч часов (один год). Разворот гребного винта относительно колеса второй ступени производят за счет разборки и сборки без фланцево го гидр о прессового соединения валопровода (фиг. 3).
Пульсирующим осевым и крутильным колебаниям после каждого разворота четырехлопастного гребного винта подвергаются новые зубья колеса второй ступени, отмеченные точками на фиг. 1.
Таким образом, повторным осевым и крутильным нагрузкам зубья подвергаются через каждые 28 — 35 тысяч часов эксплуатации.
Питтинг, образованный на зубьях, выведей:ных из зоны колебаний постепенно закатывается.
5 Предмет изобретения
1. Способ продления срока службы колеса и шестерен второй ступени редуктора судового турбозубчатого агрегата, работающего на
10 гребной винт, валопровод которого состоит из участков, связанных гидропрессовым бесфлан,цевым соединением, отлича ощайая тем, что, с целью обеспечения равномерного износа всех зубьев колеса, в процессе экспл уатации через
15 определенные промежутки времени разбирают бесфланцевое соединение, разворачиваю г гребной винт против часовой стрелки относительно колеса второй ступени и затем вновь собирают бесфланцевое соединение.
20 2. Способ .по:и, 1, отлича ощийся тем, что период промежутков времени от одного разворота винта до другого выбирают порядка 4—
5 тысяч часов, а углы разворота .выбирают порядка 24 — в первом положении, 30 — во
25 втором, 36 — в третьем, 56 — в четвертом, 62 — в пятом и 68 — в шестом поло>кении.
Составитель В. Левицкий
Редактор В. Зивтынь Текред Л. Грачева Корректор Н. Аук
Заказ 3461/4 11зд. № 1850 Тираж 496 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий. Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


