Судно для инженерно-геологических исследований
и опп о б о п и с-А -"й-и-е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
389986
Союз СоветскиХ
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 02.IX.1971 (11е 1695292/27-11) с присоединением заявкч №
Приоритет
Опубликовано 11.V11.1973. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания ЗО.XI.1973
М. Кл. В 63Ь 35, 44
Гасударственный комитет
Совета е1инистрсв СССР па делим изооретений и открытий
УДК 629.124.6/9(088.8) Авторы изобретения
Я. Ф. Бородулин, В. М. Власов, Б. Ф. Гридчин, И. П, Иванов, В. М. Куранов, Т. П. Кузьмин, С. М. Паненко, Б. Т. Прутян и М. Ф. Сидоров
Заявитель
СУДНО ДЛЯ И НЖЕН ЕРНО-ГЕОЛОГИ Ч ЕСКИ Х И ССЛ ЕДО ВАНИ Й
Изобретение относится к плавучим установкам для инженерно-геологических исследований и, в частности к судам для инженерногеологических исследований.
Известно судно для инженерно-геологических исследований, оборудованное устройством для подводного бурения и отбора проб обсадными трубами и аппаратурой для исследования грунтов.
Однако эти суда не обладают необходимыми мореходными качествами и не обеспечивают надежности работы технологического оборудования.
Производство инженерно-геологических исследований требует бурения большого числа скважин, что очень трудоемко и приводит к большим затратам времени. Отбор проб грунтов (особенно илистых) связано с большими трудностями и их исследование в лабораториях через значительный промежуток времени приводит к неверным результатам из-за частичной или полной потери образцами первоначальных свойств.
Цель изобретения — повышение мореходных и эксплуатационных качеств судна, комплексной механизации исследовательских и гидротехнических работ.
Для этого предлагаемое судно выполнено в виде катамарана, мост которого вместе с палубами корпусов служит площадкой для установки бурового оборудования и комплекса аппаратуры и механизмов для производства исследовательских и гидротехнических работ, а между корпусами судна расположено
5 подъемно-опускное устройство, технологически связанное с установленными на судне механизмами и аппаратурой для исследовательских и гидротехнических работ.
Для свободного перемещения судна без
10 выемки обсадных труб мост катамарана в месте прохода обсадных труб может быть выполнен с прорезью, а для фиксации судна относительно грунта в оконечностях корпусов могут быть расположены якорные лебедки и
15 закальные сваи.
Кроме того, для повышения маневренности и ходовых качеств судна каждый корпус может быть оборудован силовой установкой с движительно-рулевым комплексом.
20 С целью улучшения условий управления судном, а также производством исследовательских и гидротехнических работ оно может быть выполнено с надстройкой в средней части, совмещенной с подъемным копром и со25 держащей рубку для управления движением гидротехническими и исследовательскими работами.
На фиг, 1 изображено предлагаемое судно в положении «по-походному», вид сбоку и вид
30 в плане; на фиг. 2 — то же, в рабочем поло380086
15 жении при исследовании грунтов, вид сбоку и вид в плане.
Судно выполнено в виде катамарана 1, мост которого вместе с палубами корпусов о бр азует площадку 2.
В одной оконечности на площадке 2 установлено буровое оборудование, например буровой станок 8. За надстройкой 4 расположено подводное пенетрационно-каротажное устройство 5 ПСПК-69 с комплексом механизмов б и подъемно-опускным устройством 7, технологически связанным с механизмами б.
Аппаратура для исследования грунта включает сейсмоакустическую станцию
«Грунт» 8.
Каждый корпус оборудован силовой установкой с движительно-рулевым комплексом 9.
Надстройка 4 совмещена с рубкой 10 управления и подъемным копром 11.
Судно устанавливают над местом исследования двумя способами: при небольших глубинах воды (до 7,0 м) — при помощи двух закольных свай 12, а на больших глубинах— при помощи четырех якорей 18, тросов 14 и якорных лебедок 15.
В корпусе имеется прорезь 1б для возможности ухода установки с места производства работ без выемки обсадных труб.
Прибыв своим ходом к месту производства геологических изысканий, судно закрепляется одним из описанных способов. После этого начинает работать буровая установка и пенетрационно-каротаткная станция, При помощи пенетрационно-каротажной станции производится исследование донных рыхлых отложений, поддающихся проходке вдавливанием комплексного зонда на глубину 25 м. В процессе его вдавливания и извлечения грунта автоматически определяются и записываются его параметры и свойства: лобовое сопротивление, боковое трение и нормальное давление гру нта; объемный вес и содержание глинистых фракций.
Подводная часть пенетрационно-каротажной станции состоит из установки
ПСПК-69-1.000.000 с источником радиоактивного излучения (Цезий-137).
Подъем и опускание устройства 5 ПСПК-69 осуществляется специальной лебедкой через грузовой копр 11, а крепление «по-походному» — специальными кронштейнами. Бурение скважин осуществляется буровым станком 8 вращательного и ударно-канатного типа с электроприводом, устанавливаемым на жестком фундаменте в носовой части судна.
Для получения непрерывного литологического разреза между скважинами применяется
55 сейсмо-акустическая станция, .которая представляет собой два блока с электронной переносной аппаратурой, установленной в корпусе судна. Управление всеми процессами централизованное, из рубки управления.
Обработка и получение всех необходимых данных исследования грунта производится непосредственно на судне.
Многоцелевое назначение судна позволяет также с помощью его механизмов и подъемноопускного устройства производить при необходимости экспериментальные гидротехнические работы: забивку свай, опускание и укладку на грунт массивов и др.
Предмет изобретения
1. Судно для инженерно-геологических исследований, оборудованное устройством для подводного бурения и отбора проб обсадными трубами и аппаратурой для исследования грунтов, отличающееся тем, что, с целью повышения мореходных и эксплуатационных качеств судна, комплексной, механизации исследовательских и гидротехнических работ, оно выполнено в виде катамарана, мост которого вместе с палубами корпусов служит площадкой для установки бурового оборудования и комплекса аппаратуры и механизмов для производства исследовательских и гидротехнических работ, а между корпусами судна расположено подъемно-опускное устройство, технологически связанное с установленными на судне механизмами и аппаратурой для исследовательских и гидротехнических работ.
2. Судно по п. 1, отл.ичающееся тем, что, с целью свободного его перемещения без выемки обсадных труб, мост катамарана в месте прохода обсадных труб выполнен с прорезью.
3. Судно по пп. 1 — 2, отличающееся гем, что, с целью фиксации судна относительно грунта, в оконечностях корпусов расположены якорные лебедки и закальные сваи.
4. Судно по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что, с целью повышения его маневренности и ходовых качеств, каждый корпус оборудован силовой установкой с движительно-рулевым комплексом.
5. Судно по IIII. 1 — 4, отличающееся гем, что, с целью улучшеиия условий управления судном и лроиз водством исследовательских и гидротехнических работ, оно выполнено с надстройкой в средней части, совмещенной с подъемным копром и содержащей рубку для управления движением гидротехническими и исследовательскими работами, 389986
Фиб
Составитель М. Хесин
Техред Т. Ускова
Корректоры: Л, Орлова и Е. Хмелева
Редактор Л. Василькова
Заказ 6067/2 Изд. № 1779 Тираж 496 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская па6., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



