Устройство для подстройки нулей усилителей
387378
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕДЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства _#_
Заявлено 05. IV.1971 (№ 1643226/18-24) М. Кл. G 06g 7/12 с присоединением заявки №
Приоритет
«1,асударстеенный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
УДК 681.335.8 (088.8) Опубликовано 21.И.1973. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 26.1Х.1973
Автор изобретения
Ю, С. Сорокин
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДСТРОЙКИ НУЛЕЙ УСИЛИТЕЛЕЙ
Изобретение относится к элементам систем автоматического управления и может быть использовано в аналоговых вычислительных машинах.
Известны устройства для подстройки нулей усилителей, содержащие операционный усилитель, шаговые двигатели подстройки нуля, усилитель привода, релейный усилитель, силовой механизм и блок отработки обратной связи с индикатором.
Однако известные устройства имеют малую точность компенсации дрейфа, наличие которого приводит к неточности стабилизации и излишнему расходу энергии.
Целью изобретения является повышение точности работы. Для этого в устройство введен блок временной коммутации, первый вход которого соединен со входом операционного усилителя и входом устройства, второй вход — с выходом операционного усилителя, и третий вход — с выходом блока обратной связи, а его выходы подключены соответственно ко входу шагового двигателя операционного усилителя, входу шагового двигателя усилителя привода и входу усилителя привода.
На чертеже приведена функциональная блок-схема устройства подстройки нулей усилителей. Оно состоит из операционного усилителя 1, у которого устраняется дрейф, шагового двигателя 2 подстройки нуля, блока 8 временной коммутации, усилителя 4 привода, шагового двигателя 5 подстройки нуля, релейного усилителя б, силового механизма 7, блока 8 обратной связи с нуль-индикатором.
Усилитель 4 привода, релейный усилитель
6, силовой механизм 7 и блок 8 обратной связи с нуль-индикатором образуют замкнутый контур привода, находящийся в автоколебательном режиме работы, В основу работы устройства положен тот факт, что при отсутствии дрейфа нуля усилителя 4 привода сигнал íà его выходе будет
x4 =,x„+ к Ц (t) — x,к . где: К4 — коэффициент передачи усилителя 4 для сигналов Х„и Xf(t)
К4 — коэффициент передачи усилителя
20 4 по сигналу Х4 — — (Х0+Х/ () ) K)
К, — коэффициент передачи операционного усилителя 1.
Изолированный участок основания нуль-индикатора выбирается такой длины, чтобы шаговый двигатель мог сработать, когда движок нуль-индикатора отклонится от нейтрали на угол, определяемый заданной точностью работы операционного усилителя 1 и усилителя 4 привода.
30 Устройство работает следующим образом.
387378
Составитель О. Сахаров
Техред T. Курилко Корректор В. Федулова
Редактор А. Зиньковский
Заказ 262879 Изд. № 707 Тираж 647 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
В результате подключения блоком 8 временной коммутации цепи компенсации дрейфа нуля усилителя 4 привода блок 8 временной коммутации замкнет поочередно цепи компенсации усилителя 4 привода и операционного усилителя 1 на время, необходимое для компенсации дрейфа каждого усилителя.
Блок 8 временной коммутации позволяет подключать устройство компенсации для дискретной компенсации дрейфа нулей нескольких усилителей, Следовательно, цепи подачи сиги алов S> и Zf(t) на усилитель 4 привода будут разорваны, но усилитель имеет дрейф.
Силовой механизм 7 повернет движки блока 8 на угол, пропорциональный величине дрейфа и, следовательно, на шаговый двига.тель 5 будет подан ступенчатый сигнал, достаточный для срабатывания двигателя. Шаговый двигатель 5 повернет движок компенсации дрейфа нуля. Дрейф нуля уменьшится.
Движки блока 8 приблизятся к нейтральному положению.
Ступенчатый сигнал, достаточный для срабатывания шагового двигателя 2, будет подаваться на его вход в каждый период автоколебаний до тех пор, пока движки блока 8 обратной связи не займут нейтрального положения. Промежуток времени для компенсации дрейфа усилителя 4 привода задают бло. кам 8 временной коммутации и выбирают из расчета, чтобы за этот отрезок времени был бы полностью скомпенсирован максимально возможный дрейф.
Через некоторый отрезок времени блок 8 временной коммутации подключит сигналы Х1 и Zf(t) ко входу усилителя 4 привода и переключит цепь передачи ступенчатого напряжения на шаговый двигатель 2.
Если в этот отрезок времени К4Хос+
+К4Х/(/) — Х,К4,+К4Хо„то движки блока 8 не займут нейтрального положения.
Промежуток времени для компенсации дрейфа операционного усилителя 1 будет задан блоком 8 временной коммутации. Через некоторый другой отрезок времени блок 8 временной коммутации отключит сигналы Х> и Zf(l) от входа усилителя 4 привода и пере10 ключит цепь подачи ступенчатого напряжения на шаговый двигатель 5. Процесс работы повторится.
Устройство компенсации дрейфа может быть использовано для компенсации дрейфа
15 нулей усилителей как наземных систем управления, так и систем управления летательных аппаратов.
Предмет изобретения
20 Устройство для подстройки нулей усилителей, содержащее операционный усилитель и усилитель привода с шаговыми двигателями подстройки нулей, релейный усилитель, вход которого соединен с выходом усилителя при25 вода, а выход непосредственно и через силовой механизм присоединен ко входу блока обратной связи с нуль-индикатором, выход которого соединен со входом усилителя привода, отличающееся тем, что, с целью повы80 шения точности работы, оно содержит блок временной коммутации, первый вход которого соединен со входом операционного усилителя и входом устройства, второй вход — с выходом операционного усилителя, и третий
35 вход — с выходом блока обратной связи, а
его выходы подключены - соответственно ко входу шагового двигателя операционного усилителя, входу maroeoro двигателя усилителя привода и входу усилителя привода,

