Подшипник скольжения
ОПИСАНИЕ 386167
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОР СКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскик
Социелистическик
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 22.Ч!.1970 (№ 1449676/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 14.Ч!.1973. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 19.IX.1973
М, Кл. F 16с 17/О2
Комитет по делам иаобретений и открытий при Сдаете Министрое
СССР
УДК 621.822.5(088.8) Авторы изобретения
Б, И. Купчииов, А. С. Михневич и Л. С. Пинчук
Институт механики металлополимерных систем
Заявитель
ПОДШ И П Н И К СКОЛ Ъ)КЕН ИЯ
Известен подшипник скольжения, содержащий корпус, втулку-вкладыш и термочувсгвительный элемент, управляющий устройством для подачи смазки и устройством аварийной сигнализации.
Однако в известном подшипнике втулка изнашивается только в направлении действия нагрузки.
Увеличение долговечности предлагаемого подшипника достигается за счет того, что втулка-вкладыш установлена с возможностью поворота, осуществляемого при помощи термочувствительного элемента.
Термочувствительный элемент может быть выполнен в виде полимерного стержня, расположенного в канале корпуса, охватывающем втулку-вкладыш, шарнирно связанного с последней с одной стороны и упирающегося в корпус с другой.
Кроме того, термочувствительный элемент может быть выполнен в виде стопы биметаллических пластин.
Подшипник может быть снабжен промежуточным устройством, размещенным между термочувствительным элементом и втулкой-вкладышем и выполненным в виде ползуна, несущего собачку храпового механизма, колесо которого жестко связано с втулкой-.вкладышем, и регулирующего при перемещении величину проходного сечения устройства для подачи смазки в подшипник.
На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипник, на фиг. 2 — второй вариант его выполнения.
Подшипник состоит из втулки-вкладыша 1, помещенной в корпус 2, в котором предусмотрен канал 8 для термочувствительного элемента 4.
Терм очувствительный элемент в одном из вариантов (фиг. 1) выполнен в виде полимер1О ного стержня, размещенного в канале, охватывающем втулку-вкладыш, шарнирно связанного с последней с одной стороны и упирающегося в корпус — с другой. Устройство аварийной сигнализации содержит датчик 5, сра15 батывающий при перегреве.
Во втором варианте (фиг. 2) термочувствительный элемент представляет собой стопу биметаллических пластин. Между термочувствительным элементом и втулкой-вкладышем раз20 мещено промежуточное устройство, выполнен.ное в виде ползуна б, несущего собачку 7 храпового механизма, колесо 8 которого выполнено за одно целое с втулкой-вкладышем.
Подшипник скольжения работает следую25 щим образом. Тепло, выделяемое при трении в подшипнике, передается на корпус 2 и термочувствительный элемент 4, который удлиняется, перемещает собачку храпового механизма 7 и проворачивает втулку-вкладыш l на
30 угол, величина которого зависит от температуры нагрева термочувствительного элемен38616? та 4. При охлаждении корпуса 2 термочувствительный элемент 4 сокращается, приходя в первоначальное положение. Втулка 1 остается в своем новом положении и удерживается в нем собачкой 10 до следующего проворота с помощью храпового механизма, Ползун, перемещаясь, больше или меньше открывает отверстие 9 устройства для подачи смазки (на чертеже не показано), регулируя количество подаваемой смазки.
Предмет изобретения
1. Подшипник скольжения, содержащий корпус, втулку-вкладыш и термочувствительный элемент, управляющий устройством для подачи смазки и устройством аварийной сигнализации, отличающийся тем, что, с целью увеличения его долговечности, втулка-вкладыш установлена с.возможностью поворота, осуществляемого при помощи термочувствительного элемента.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что термочувствительный элемент выполнен в виде стопы биметаллических пластин.
3. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что термочувствительный элемент выполнен в виде полимерного стержня, расположенного в канале корпуса, охватывающем втулку-вкладыш, шарнирно связанного с последней с одной стороны и упирающегося в корпус — с другой.
4. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен промежуточным устройством, размещенным между термочувствительным элементом и втулкой-вкладышем и выполненным в виде ползуна, несущего собачку храпового механизма, колесо которого жестко связано со втулкой-вкладышем, и регулирующего при перемещении величину проходного сечения устройства для подачи смазки в подшипник.
386167 фь г. 3
Редактор Л. Василькова
Заказ 2554/1 Изд. ¹ 1667 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, К-35, Раушская наб., д. 4)5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель В. Телегин
Техред Л. Грачева
Корректоры: А. Дзесова и Л. Царькова


