Система контроля параметров трала
О П И С А Н И Е 379243
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союэ Советсиив
Социалистические
Республин
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 21.Ч.1970 (№ 1435923/28-13) М. Кл. А Оlk 73, 10
А Olk 79, 00
G 08с 23/00
G Ols 9/70 с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 20.1Ч.1973. Бюллетень № 20
Дата опубликования описания 12Ч11.1973
Комитет по делам иаобретеиий и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 639.2.081.17(088.8) Авторы изобретения
В. В. Овечкин, Ю. В. Орлов, В. P. Зацерклянный, В. К. Старков и В. Г. Дедов
Заявитель Специальное экспериментально-конструкторское бюро промышленного рыболовства
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ТРАЛА
Изобретение относится к области промышленного рыболовства.
Известна система контроля параметров трала, содержащая смонтированный на одной из траловых досок измерительно-передающий блок, включающий датчики углов крена, дифферента, атаки доски и натяжения кабеля и связанный акустически с буксируемым за судном приемным устройством, соединенным кабелем с аппаратурой индикации, расположенной на борту судна.
Целью изобретения является более точное определение положения обеих траловых досок, измерение расстояния между досками и повышение надежности действия системы без существенного ее усложнения.
Достигается это тем, что на второй траловой доске также установлен измерительнопередающий блок с датчиками параметров доски, акустически связанный с измерительнопередающим блоком первой из досок при помощи предусмотренного в нем передатчика с преобразователем, ориентированного в направлении первой доски, и имеющегося в измерительно-передающем блоке последней приемника с преобразователем, ориентированного в направлении второй доски.
На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемой системы контроля параметров трала; на фиг. 2 — схема размещения приборов системы на трале.
Предлагаемая система контроля параметров трала включает группу приборов контро5 ля, расположенных на траловых досках, и группу приборов контроля, расположенных на трале, акустически связанных с буксируемым за кормой судна приемным устройством, соединенным кабелем с расположенной на
10 судне аппаратурой индикации.
Группа приборов контроля работы траловых досок содержит расположенные на каждой доске измерительные блоки 1 и 2 (фнг. 1), причем измерительный блок одной из досок, 15 например блок 1, подключен к передающему блоку 3, а измерительный блок 2 второй доски подключен к приемно-передающему блоку 4.
Передающий блок 8 и приемно-передающий блок 4 акустически связаны между собой и с
20 приемным устройством 5, буксируемым судном.
Измерительный блок 1 одной из траловых досок содержит датчик б угла крена, датчик 7 угла дифферента, датчик 8 угла атаки и дат25 чик 9 натяжения в кабеле, которые черезэлектронный коммутатор 10 подключены к импульсному модулятору 11, преобразующему поступающие от датчиков электрические сигналы в определенную последовательность им30 пульсов, 379243
Измерительньш блок 1, кроме того, содержит тактовый генератор 12, предназначенный для задания такта измерительного цикла всей системы, выход которого подключен к электронному коммутатору 10 и модулятору 11.
Измерительный блок 2 второй доски выполнен аналогично измерительному блоку 1 за исключением того, что он не содержит тактового генератора (все узлы измерительного блока 2 нумерованы на чертеже аналогично узлам измерительного блока 1).
Электронный коммутатор 10, модулятор 11, датчик б угла крена и датчик 7 угла дифферента каждого измерительного блока 1 и 2 смонтированы в общем герметичном корпусе; датчик 8 угла атаки смонтирован отдельно на траловой доске 18, а датчик 9 натяжения встроен в кабель 14 (фиг. 2). В общем герметичном корпусе измерительного блока 1 смонтирован также и тактовый генератор 12.
Передающий блок 8 содержит два передатчика 15 и 16 с передающими ультразвуковыми преобразователями 17 и 18, смонтированными в общем герметичном корпусе, причем входы обоих передатчиков 15 и 16 подключены к выходу модулятора 11 измерительного блока
1. Преобразователи 17 и 18 смонтированы в корпусе передающего блока 8 таким образом, что при установке его на траловой доске 18 один из преобразователей ориентирован в направлении судна, а другой — в направлении второй траловой доски.
Приемно-передающий блок 4 содержит приемник 19 с приемным ультразвуковым преобразователем 20 и передатчик 21 с передающим ультразвуковым преобразователем 22, смонтированные в общем герметичном корпусе, причем выход приемника 19 подключен к электронному коммутатору 10 измерительного блока 2, а вход передатчика 21 подключен к выходу модулятора 11 блока 2. Преобразователи 20 и 22 смонтированы в корпусе приемнопередающего блока 4 таким образом, что при установке его на траловой доске 18 (где смонтирован блок 2) приемный преобразователь
20 ориентирован в направлении противоположной доски, а передающий преобразователь
22 — в направлении судна.
Группа приборов контроля параметров трала, смонтированных в общем измерительнопередающем блоке 28, включает малогабаритный эхолот 24 (фиг. 1) с ультразвуковым преобразователем 25 и датчик 26 глубины, выполненный, например, в виде гидростатического датчика давления, которые подключены к передатчику 27 с передающим ультразвуковым преобразователем 28, причем датчик
26 глубины подключен к передатчику 27 через модулятор 29.
Измерительно-передающий блок 28 крепится к верхней подборе трала таким образом, что преобразователь 28 передатчика 27 ориентирован в направлении судна, а преобразователь 25 эхолота 24 — в направлении нижней подборы. При необходимости к измерительно55
65
15 г0 г5
4 передающему блоку 28 могут подключаться и другие датчики, например горизонтального раскрытия, наполнения кутка трала рыбой и т. п. В этом случае в измерительно-передающий блок 28 включается электронный коммутатор, аналогичный электронным коммутаторам 10 измерительных блоков 1 и 2 тра70вых досок.
Блоки 1 — 4, смонтированные на траловых досках, и измерительный блок 28, укрепленный на трале, снабжены автономными блоками питания, подключаемыми к электрическим схемам гидростатическпми выключателями (на чертеже не показаны) .
Для передачи информации от расположенных на траловых досках блоков 8 и 4 и для связи между этими блоками используется несущая ультразвуковая частота f>, а для передачи информации от расположенного на трале блока 23 — несущая ультразвуковая частота
f>. В связи с этим буксируемое судном приемное устройство 5 содержит два приемных ультразвуковых преобразователя 80 и 81, один из которых предназначен для приема информации на частоте f< от блоков 8 и 4 траловых досок, а второй — на частоте fz от блока 28, расположенного на трале.
Установленная на судне аппаратура индикации включает усилитель 82, переключатель 83, демодулятор 34, коммутатор 85 каналов измерения, цифровой индикатор 86. В блок индикации может быть включена цифропечатающая машинка 87 через преобразователь кода 38.
Система контроля параметров трала работает следующим образом.
В процессе постановки трала на глубине
10 — 20 м срабатывают гидростатические выключатели измерительных и передающих блоков 1 — 4 и 28, и к электрическим схемам этих блоков подключаются автономные источники питания.
При включении питания начинает работать тактовый генератор 12 измерительного блока
1, задающий такт измерительного цикла, и запускается электронный коммутатор 10 этого блока, который последовательно подключает к импульсному модулятору 11 датчики б, 7, 8 и
9 углов крена, дифферента, атаки доски (блока 1) и натяжения в кабеле 14. В модуляторе
11 поступающие от датчиков электрические сигналы преобразуются в серию разнесенных во времени импульсов, временной интервал между которыми соответствует в определенном масштабе измеряемым параметрам.
Эта серия импульсов поступает в передатчик 15 передающего блока 8, где преобразуется в ультразвуковые сигналы, которые преобразователем 17 излучаются в направлении судна. Последний из серии импульсов, вырабатываемых модулятором 11, поступает также в передатчик 16 передающего блока 8, где преобразуется в ультразвуковой сигнал, и преобразователем 18 излучается в направлении второй доски (с блоком 2). Этот сигнал
379243
20
45 воспринимается приемным преобразователем
20, поступает в приемник 19 приемно-передающего блока 4, который этим сигналом-импульсом запускает электронный коммутатор 10 измерительного блока 2, последовательно подключающий датчики б, 7, 8 и 9 углов крена, дифферента, атаки второй доски и натяжения в кабеле 14 к модулятору 11 (второй доски) .
В дальнейшем измерительный и приемнопередающий блоки 2 и 4 работают аналогично подобным блокам первой доски, преобразуя поступающие от датчиков электрические сигналы в ультразвуковые импульсы, которые преобразователем 22 передатчика 21 излучаются в направлении судна.
Таким образом, в сторону судна последовательно излучается серия импульсов сначала передающим блоком 8, затем через время пропорциональное расстоянию между досками 18 измерительно-передающим блоком 4.
Одновременно с работой приборов контроля, расположенных на траловых дос-av, работают и приборы контроля параметров трала, например его вертикального раскрытия и глубины хода. С подключением питания импульсный модулятор 29 измерительно-передающего блока 28 последовательно включает датчик
26 глубины и эхолот 24, преобразует поступающие от них сигналы в серию разнесенных по времени импульсов, которые затем в передатчике 27 преобразуются в ультразвуковые сигналы и преобразователем 28 излучаются в направлении судна, Гидроакустические сигналы, излучаемые передатчиками блоков 3, 4 и 23, воспринимаются соответственно преобразователями 80 и
31 приемного устройства 5 и поступают в размещенную на судне аппаратуру индикации. В зависимости от положения переключателя 88 в демодулятор 84 поступает серия импульсов, предварительно усиленных усилителем 82, или от измерительных блоков 1 и 2, расположенных на досках, или от измерительного блока 23, расположенного на трале.
Демодулятор 34 преобразует поступающую измерительную информацию в удобный для индикации вид и управляет работой коммутатора 85 каналов измерения и цифровым индикатором 8б. При включении в блок индикации цифропечатающей машинки 87, последняя фиксирует номер канала и результаты измерения.
Синхронизация работы групп приборов, расположенных на траловых досках и трале, и групп приборов, расположенных на судне, Oc) ществляется непрерывно в процессе работы системы первыми импульсами серии измерительного цикла, причем при нарушении синхронизации в предыдущем такте измерительного цикла она автоматически восстанавливается в последующем цикле.
Предмет изобретения
Система контроля параметров трала, содержащая смонтированный на одной из траловых досок измерптельно-передающий блок, включающий датчики углов крена, дифферента, атаки доски и натяжения кабеля и связанный акустически с буксируемым за судном приемным устройством, соединенным кабелем с аппаратурой индикации, расположенной на борту судна, отличающаяся тем, что, с целью более точного определения положения обеих траловых досок, измерения расстояния между досками и повышения надежности действия системы без существенного ее усложнения, на второй траловой доске также установлен пзмерптельно-передающий блок с датчиками параметров доски, акустически связанный с измерительно-передающим блоком первой из досок с помощью предусмотренного в нем передатчика с преобразователем, ориентированного в направлении первой доски, и имеющегося в измерительно-передающем блоке последней приемника с преобразователем, ориентированного в направлении второй доски.
Редактор М. Аникеева
Составитель Г. Субботина
Техред Л. Богданова
Корректор Л. Царькова
Заказ 1877 2 Изд. № 1468 Тираж 523 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делан изобретений и открытий прн Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4)5
Типография, пр. Сапунова, 2



