Способ передачи сигналов от контрольно- управляющей аппаратуры, установленной на двухбаерном трале, к бортовой аппаратуре траулера и в обратном направлении
ОП И САНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. А Olk 73/10
А 011 7900
Заявлено 23Х1.1970 (№ 1455806,,28-13) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 08.11.1973. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 29.VI.1973
Комитет по левам изобретеиий и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 639.2.081.114:
531 719 33(088 8) Б. Н. Тимин, М. В. Макаров и Н. Ф. Фокин
Авторы изобретения
Заявитель
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ СИГНАЛОВ ОТ КОНТРОЛЪНОУПРАВЛЯЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ, УСТАНОВЛЕННОЙ НА
ДВУХВАЕРНОМ ТРАЛЕ, К БОРТОВОЙ АППАРАТУРЕ ТРАУЛЕРА
И В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Изобретение относится к технике электрической связи между подводной и бортовой аппаратурой, используемой в системах контроля и управления рыболовными тралами.
Распространенные способы связи аппаратуры, установленной на трале, с бортовой контрольно-управляющей аппаратурой траулера основаны на передаче информации либо по кабельной линии в виде электрических сигналов, либо по водной среде в виде гидроакустических сигналов.
Использование электрического кабеля в качестве линии связи имеет ряд недостатков: при эксплуатации кабеля в морской среде недостаточно надежна изоляция кабеля и невелик его срок службы, для установки, выборки и поддержания определенной длины вытравленного кабеля в процессе травления требуются, специальные устройства.
Способ передачи информации по гидроакустическому каналу связи также имеет ряд недостатков: сила сигналов зависит от гидрологической обстановки, на передачу влияют шумы буксировщика, вследствие малой скорости звука в воде трудно синхронизировать работу аппаратуры.
Известен способ передачи сигналов от контрольно-управляющей аппаратуры, установленной на двухваерном трале, к бортовой аппаратуре траулера и в обратном направлении, по которому в качестве линии связи используют замкнутый контур, образованный ваерами. Способ заключается в индуктивном вводе электрических сигналов импульсных или звуковой частоты.
Однако этот способ пригоден только для пресноводных водоемов, а в морской воде ввиду ее значительного шутнирующего действия передача сигналов ненадежна.
10 Для устранения этого недостатка предлагается использовать для передачи сигналы ультразвуковой частоты.
На фиг. 1 изображен трал, ваера которого образуют контур, используемый в качестве
15 линии связи при осуществлении предлагаемого способа; на фиг. 2 — принципиальная электрическая схема системы.
На трале 1, буксируемом траулером 2, к несущему тросу т, например, верхней подбо20 ры трала 1 присоединяют магнитопроводящий, например ферритовый, сердечник 4 с электрической обмоткой. Выворы обмотки подключают к приемо-передающей аппаратуре 5, установленной на трале. Второй мягни25 топроводящий сердечник 6 с электрической обмоткой присоединяют к одному из ваеров
7 трала у ваерного рола 8 траулера 2, причем выводы обмотки подкзпочают к приемо-передающей аппаратуре 9, установленной на бор30 ту траулера.
368838
Металлический контур, образованный ваерами 7 трала, соединенными между собой с одной стороны металлом корпуса траулера, а с другой — несущим тросом 8, представляет собой взаимосвязывающий магнитопроводящие сердечники 4 и б, замкнутый металлический прогодник-виток на фиг. 1 обозначены пунктирной линией.
Таким образом, аппаратура 5 трала соединена электрически с аппаратурой 9 траулера двумя трансформаторами Тр-1 и Тр-2, состоящих из обмоток W и W сердечников 4 и б и одновитковой обмотки Wp (контура, образованного ваерами 7), взаимосвязывающей тр а н сфор м а торы.
Информация от установленной на трале контрольной аппаратуры, преооразованная забортной приемо-передающей аппаратурой 5 в электрические сигналы ультразвуковой частоты вводится через обмотку %1 в обмотку
Wp и передается через обмотку W> на приемо-передающую аппаратуру 9 траулера, регистрирующую данную информацию. Аналогично управляющий сигнал от аппаратуры 9 передается через об иотки Ф,, W,, К, на приемо-передающую аппаратуру трала 5.
Поскольку электрические сигналы имеют несущую частоту в области ультразвукового диапазона, шунтирующее действие соленой воды оказывается незначительным и не сказывается на надежности связи.
Предмет изобретения
Способ передачи сигналов от контрольно15 управляющей аппаратуры, устаноьленной на двухваерном трале, к бортовой аппаратуре траулера и в обратном направлении, заключающийся в индуктивном вводе электрических сигналов в замкнутый контур, образованный
20 ваерами трала, и индуктивном съеме их, отличаюи ийся тем, что, с целью обеспечения надежности передачи в морской воде, используют сигналы ультразвуковой частоты.
368838 р2
Составитель Л. Житомирская
Редактор Э. Шибаева Техред T. Ускова Корректор Е, Сапунова
Заказ 1827/2 Изд. № 1459 Тираж 523 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
7j7
Ь
I


