Самовозбуждающийся электростатически и

 

ОП ИСАНИЕ 377946

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Зая влено 02Л1!.1971 (№ 1627304/26-25) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 17ЛЧ.1973. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 16.VII.1973

М. Кл. Н 02п 1/00

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.31(088.8) Авторы изобретения

Ю. Г. Лелеко и В. В. Пацевич

Томский политехнический институт им. С. М. Кирова

Заявитель

САМОВОЗБУЖДАЮЩИЙСЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИ Й

ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к области получения электроэнергии высоких напряжений.

Известен самовозбуждающийся электростатический генератор, содержащий основной и дополнительный роторы, расположенные на одном валу и состоящие из тр анапортеровпроводнико в, расположенных в диэлектрической основе, соединенных на торцах с кол лекторными пластинами, статор со слабопроводящим .покрытием, с высоковольтньгм индуктором и индуктором возбуждения, систему коммутации и приводной двигатель. Однако известный генератор отличается низкой стабилизацией выходного напряжения.

Для уменьшения габаритов генератора и стабилизации напряжения на выходе предлагаемый генератор снабжен дополнительным электродом-щеткой, образующим коронный промежуток с коллекторными пластинами дополнительного ротора, а транспортеры — проводники основного и дополнительного роторов размещены в вединой диэлектрической основе ротора, причем приводной двигатель встроен внутри статора.

На фиг. 1 показан описываемый генератор, общий вид; на фиг. 2 — ега фланец.

Генератор содержит ротор 1, закрепленный на валу 2 двигателя 8, основной 4 и дополнительный 5 роторы, диэлектрический внутренний статор б с высоковольтным индуктаром 7 с внешним слабопроводящим покрытием 8, внешний диэлектрический статор 9 с внутренним слабоправодящим покрытием 10, высоковольтный индуктор 11, индуктор ваз1 буждения 12, щетки 18 и 14 основного ротора, пружину 15, корпус 16 генератора, высоковольтный вывод 17, фланец 18, щетки 19 и 20, омическае сопротивление 21, державку 22, пластинчатую п ружину 28, электрод-щетку 24.

10 Ротор 1 выполнен в виде тонкостенного цилиндра с внутренней перегородкой из твердого диэлектрика. Вдоль образующей ротора 1 расположены транспортеры-проводники 25, на товарцах соединенные с коллекто рными пла15 стинами 2б основного ротора 4 и дополнительного ротора 5.

Щетки 18 и 14 основного ротора расположены непосредственно на внутреннем статоре б. Щетка 13 электрически соединена пружиной

20 15 с кор пусом lб генератора, щетка 14 электрически соединена с индуктором 7 и высоковольтным выводом 17, конструктивно вы полненным заодно со статором б. Электрический контакт между индукторами 7 и 11 обеспечи25 вается выступом индуктора 7, в котором помещена щетка 14. Фланец 18 выполнен из диэлектрического материала и служит для крепления щеток 19 и 20, дополнительного ротора и сопротивления 21. Щетка 20 через

30 омическое сопротивление 21 и пластинчатую

377946

3 пружину 28 соединена с корпусом 1б и ipac положена в зоне индуктора 11. Щетка 20 укреплена в державке 22, создающей электрический контакт между щеткой и индуктором 12. Дополнительный электрод-щетка 24 установлен во фланце 18 по диаметру щеток

19 и 20.

Генератор работает следующим образом.

В начальный период возбуждения при запуске генератора за ряд транспортеров дополнительного ротора, а следовательно, потенциалы коллекторных пластин, ротора 5 будут незначительны, а ток через коронный промежуток электрод 24 — коллекторные пластины равен нулю. При определенной величине заряда транспортеров дополяительного ротора в коронном промежутке возникает коронный разряд, который ограничивает величину заряда, передаваемого индуктору возбуждения транспортерами дополнительного ротора. В результате рост напряжения IHB индукторе возбуждения прекращается и, соответственно, устанавливается определенное значение выходного напряжения. Значение номинального напряжения устанавли)вают регулировкой величины коронного промежутка или изменением геометрии электрода 24.

Предмет изобретения

Самовозбуждающийся электростатический генератор, содержащий основной и дополнительный роторы, расположенные на одном валу и состоящие из транспортеров-проводни10 ков, расположенных в диэлектрической основе, соединенных на торцах с коллекторными пластинами, статор со слабопроводящим покрытием, с высоковольтным индуктором и индуктором возбуждения, систему коммута15 ции и приводной двигатель, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов генератора и стабилизации напряжения на выходе, он снабжен дополнительным электродом-щеткой, образующим коронный промежу20 ток с коллекторными пластинами дополнительного ротора, а транспортеры-проводники основного и дополнительного роторов размещены в единой диэлектрической основе ротора, причем приводной двигатель встроен, внутри

25 статора.

377946

Составитель В, Царьков

Техред А. Камышникова

Корректор М. Гарцевич

Редактор И. Шубина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1909/3 Изд. № 1483 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Самовозбуждающийся электростатически и Самовозбуждающийся электростатически и Самовозбуждающийся электростатически и Самовозбуждающийся электростатически и 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке субстрата в поле магнитного векторного потенциала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к технике создания и применения сильных импульсных магнитных полей

Двигатель // 2115209

Изобретение относится к линейным шаговым двигателям и может быть использовано при разработке двигателей с повышенной мощностью и увеличенным регулируемым диапазоном перемещений и тягового усилия

Изобретение относится к базовым элементам машиностроения и может быть использовано в качестве привода машин и механизмов с широким диапазоном мощности, для экологически чистых движетелей, электрогенераторов, транспортеров, совокупности транспортных средств, в качестве исполнительного элемента в устройствах автоматики

Изобретение относится к технике получения сверхсильных магнитных полей и больших импульсных токов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в отраслях народного хозяйства в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике, импульсной технике, к формированию электромагнитного импульса под действием сжатия магнитного потока энергией взрывчатого вещества (ВВ) и может быть использовано для генерации магнитных полей мегагауссного диапазона и мощных импульсных токов
Наверх