Электродинамический лайнер
Изобретение относится к электротехнике, конкретно к технике создания и применения сильных импульсных магнитных полей. В устройствах, известных под названием магнитно-кумулятивные генераторы, энергия взрывчатого вещества путем разгона лайнера преобразуется в энергию сверхсильного магнитного поля либо в импульс тока большой величины. Лайнер, взаимодействующий с сильным импульсным магнитным полем, изготовляют из композиции двух или большего числа материалов с различной проводимостью таким образом, чтобы эффективная проводимость возрастала в направлении убывания магнитного поля. Число слоев, содержащих различные материалы, и их толщины должны выбираться так, чтобы время обмена теплом между компонентами композиции было меньше длительности импульса магнитного поля. 1 табл., 1 ил.
Изобретение относится к электротехнике, конкретно к технике создания и применения сильных импульсных магнитных полей.
Известны устройства [1, 2, 3], называемые магнитно-кумулятивными генераторами (МК-генераторами), в которых энергия взрывчатого вещества (ВВ) преобразуется в энергию сверхсильного магнитного поля (МК-1) либо в импульс тока большой величины (МК-2). В последнем случае, пропуская ток через подвижный поршень (лайнер), разгоняют лайнер до больших скоростей - 10 км/с и более. В обоих случаях - при обжатии начального магнитного поля и при разгоне макрочастиц давлением магнитного поля важным фактором, влияющим на получаемые результаты, является плавление и испарение лайнеров, обусловленное концентрацией магнитного поля и токов проводимости вблизи края лайнера, контактирующего с магнитным полем. Одним из способов, позволяющих замедлить процесс нагрева лайнера до критической температуры, служит предварительное охлаждение лайнера до температуры жидкого водорода - 15 К [2, с. 21]. Учет различных факторов, влияющих на движение лайнера, требует применения ЭВМ [4]. Сравнение расчетов и экспериментов проведено в работах [5, 6]. Наиболее близкой к изобретению с точки зрения подхода к выбору оптимальных параметров лайнера является работа [7], принимая за прототип. В частности, заменяя материал лайнера - медь на алюминий, можно согласно [7] увеличить скорость метания в 2 раза, а при замене алюминия на бериллий скорость возрастает еще в 1,5 раза. Общим недостатком известных конструкций лайнеров является то, что проводимость материала лайнера постоянна по толщине. Это обуславливает концентрацию токов близи границы лайнера, контактирующей с магнитным полем, приводит к испарению и потере массы. В оптике на границе двух сред с разными показателями преломления происходит отражение света, что приводит к уменьшению светосилы приборов. Для ослабления этого эффекта вводят просветляющие слои, которые обеспечивают плавное изменение показателя преломления. Сущность данного изобретения состоит в том, что электродиначеский лайнер, взаимодействующий с сильным импульсным магнитным полем, изготовляют из композиции двух или большего числа материалов с различной проводимостью таким образом, чтобы эффективная проводимость возрастала в направлении убывания магнитного поля, а число слоев, содержащих различные материалы, и их толщины должны выбираться так, чтобы время обмена теплом между компонентами композиции было меньше длительности импульса магнитного поля. Реализовать требуемый закон изменения проводимости














За время диффузии поля сквозь лайнер обмен теплом успеет произойти между точками, расстояние между которыми порядка

Q(x,t) =


Как отмечается в [2, с. 70], большая часть явлений, зависящих от диффузии магнитного поля, мало чувствительна к форме импульса H0(t) в граничном условии (2, а). Учитывая это обстоятельство, можно для упрощения расчетов рассматривать экспоненциально нерастающее поле
Ho(t) = Hexp(t/T); -


где H - постоянная, T - эффективное время, равное с точностью до множителя порядка единицы длительности переднего фронта внешнего поля. Согласно [2, с. 72] близкий к экспоненциальному рост поля наблюдается в установках типа МК-1, использующих принцип обжатия магнитного потока. Условие (7) позволяет представить решение уравнения (1) в виде
H(x, t) = H0(t)f(x), (8)
причем функция f(x) служит решением уравнения

при граничных условиях
а) f(x = 0) = 1; б) f(x = L) = 0. (10)
Рассмотрим вначале обычный вариант, когда проводимость лайнера постоянна по толщине:



Время диффузии через такой лайнер определяют так:
tд = L2/D0. (12)
Для варианта (11) решением уравнения (9) при условиях (10) будет

Подстановка (13) в (8) и (4) дает два варианта (11):

Эта функция монотонно убывает с ростом x, поэтому степень неравномерности разогрева дается отношением
Mo= wo(x=0,t)/wo(x=L,t) = (ch

Способность лайнера удерживать магнитное поле можно характеризовать величиной магнитного потока


По аналогии с [2, с. 7] введем величину скин-слоя по формуле


Для варианта (11), используя (13) и (16), получим

С целью подтверждения эффективности заявляемой конструкции лайнера в соответствии с чертежом положим

Варианту (11) соответствует значение k = 0. Решение ищем в форме (8), причем теперь функции f(x) удовлетворяет уравнению

где по аналогии с (12) и (13) введены обозначения


Уравнение (20) при условиях (10) имеет решение

Подставив (22) в (4), получим

Аналогично (15) составим отношение

При K = 0 формула (24) переходит в (15). Подставив (22) в (16) и (17), получим скин-слой для варианта (19):

При K = 0 (25) переходит в (18). Величина M из (24) зависит от параметров q, k, изменяя которые можно придать M требуемое значение. С помощью (23) можно показать, что наименьшее значение w, (x,t) принимает в одной из внутренних точек отрезка (0, L), а наибольшее значение w(x, t) принимает на одной из границ. В однородном лайнере наибольшее выделение тепла происходит на левой границе; из (14) находим

Аналогичным образом из (23) находим

При экспоненциальном росте поля формула (6) примет вид

Обозначим через C1, C2 объемную теплоемкость первой и второй компоненты соответственно. Теплоемкость композитного лайнера в каждой точке вычисляется по формуле
C(x) = C1




где




Для того, чтобы температура ни в одной точке не превысила критической величины, определяемой наименее стойкой из двух компонент, необходимо, чтобы разогрев в крайних точках был одинаков:


w(o,t)/C(o) = w(L,t)/C(L). (31)
С помощью (24) условие (31) можно записать в виде
M =


В геометрии чертежа, которая соответствует параллельному соединению участков с разной проводимостью, эффективная проводимость


поскольку функция









Как видно из (34), функция






Пусть



где mo=


Пусть два лайнера - композитный и однородный, выполненный из материала первой компоненты, имеют одинаковую толщину L. В таком случае D0=D1, а параметры P и q связаны формулой
P = q/(1-k)2. (38)
Примем также, что критическая температура определяется первой компонентой, так что для обоих лайнеров критическая температура одна и та же. В этих предположениях найдем соотношение полей H0(x) и H(t) соответственно из (26) и (27), при которых оба лайнера в наиболее напряженных точках будут иметь одинаковый разогрев. Для однородного лайнера разогрев левой границы согласно (26) и (28) равен

Аналогично, для композитного лайнера из (27), (28) получим

В силу сделанных предположений левые части (38) и (39) должны быть равны. Отсюда, используя обозначения



Давление магнитного поля на лайнер пропорционально квадрату напряженности поля. Поскольку в формулах (26) и (27) параметр T одинаков, поэтому время действия поля на оба лайнера также предполагается одинаковым. В этих предположениях отношение достигнутых лайнерами скоростей V и V0 находится из условия mV/m0V0 = [H(t)]2/H0(t)]2, т.е. с учетом (36)
v/vo=


Отношение кинетических энергий лайнеров E и E0 дается формулой
E/Eo= mv2/(mov2o) =


Пример. Рассмотрим лайнер на основе композиции алюминий (1) + слюда (2), в которой термостойкость определяется алюминием. Необходимые для расчета исходные данные взяты из справочника [8] (см. таблицу). Коэффициент диффузии D через удельное сопротивление r выражается следующим образом:
D(см2/c) = 109/(4



Число слоев N и их толщина h на чертеже необходимо выбрать так, чтобы время обмена теплом tQ между двумя компонентами в пределах одного слоя было меньше длительности импульса поля tu. Обозначим через f меньший из двух коэффициентов температуропроводности. Тогда по порядку величины
tQ = h2/f. (45)
Толщина слоя выбирается согласно неравенству tQ


Из таблицы найдем, что f = x2 = 2






Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2