Способ защиты турбомашинь.v,.-.,-.-.,'-,;,-:-..:,,t.'^ v^*.- 1—ч.-* v..' :•*.-'-..; ^ : . --, и stirijtu.- -,.---•-•:-'- imscfiihu" !•:,';:.;. /библиот^:-;.'
367274
О П И СА Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Респуолик
Зависимое от авт. свидетельства М.Ч. Кл. F Old 21/02
F 02с 9/02
Заявлено 27.1 V.1971 (№ 1652999/24-6) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 23.I.1973, Бюллетень ¹ 8
Дата опубликования описания 19.111.1973
Комитет по делам изооретеиий и открытий при Совете Мииистров
СССР
УД К 621.1 65: 621.438-546 (088.8) Авторы изобретения
М. С. Фрагин, A. А. Щетинин, Е. А. Любан и М. Л. Волчегорский
Ленинградский металлический завод имени XXII съезда КПСС
Заявитель
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТУРБОМАШИН
Изобретение относится к автоматизации турбоагрегатов.
Известны способы защиты турбомашины путем закрытия стопорных клапанов при достижении сигналами скорости и ускорения ротора уровня настройки релейного элемента.
Суммарное воздействие этих сигналов позволяет снизить максимальное значение скорости ротора в переходном процессе при срабатывании защиты.
Однако при известном способе возникновение в энергосистеме синхронных или асинхронных качаний, когда ускорение ротора может достигать большего значения, чем при сбросе полной нагрузки, приводит к ложному закрытию стопорных клапанов.
Цель изобретения — повысить надежность и исключить ложное закрытие клапанов при качаниях в энергосистеме. Для этого выбирают уровень настройки по скорости минимально возможным при ускорениях, равных или больших значения ускорения после полного сброса нагрузки, а по мере уменьшения ускорения ниже этого значения увеличивают уровень настройки по скорости. Таким образом, наличие ускорения ротора любой величины не может привести к срабатыванию защиты, а лишь меняет настройку уровня срабатывания.
На фиг. 1 показана одна из возможных схем реализации данного способа; на фиг. 2— зависимость настройки по скорости со от величины ускорения о.
Датчик 1 скорости ротора турбомашины подключен к сумматору 2 непосредственно и через дифференциатор 3, вырабатывающий сигнал по ускорению, с ограничителем 4. Релейпый элемент 5 прп подаче на него соответ10 ствующего импульса воздействует на выключатель 6 и далее на сервомотор 7, закрывая стопорные клапаны.
Если ускорение и равно или больше ускоре15 ния оп после полного сброса нагрузки, настройку релейного элемента выбирают равной
«i,, на минимально возможном уровне. При работе по данному способу запас (ап — о,) между скоростью о„настройки релейного эле20 мента и номинальной скоростью ротора оо можно выбрать меньше, чем это было принято при прежних способах, и тем самым уменьшить максимальное повышение скорости ротора в переходном процессе.
Если ускорение ротора ниже величины и„, настройку по скорости релейного элемента увеличивают до максимального значения в,, при нулевом ускорении. При возникновении в
30 энергосистеме синхронных или асинхронных
367274
Фиг / /ы
9ve Я
Составитель А. Калашников
Корректоры: Е. Денисова и С. Сатагулова
Техред Л. Грачева
Редактор В. Левятов
Заказ 537/2 Изд. № 1!50 Ти раж 602 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров ССС
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 качаний нет оснований опасаться закрытия стопорных клапанов 7, так как срабатывание релейного элемента 5 может произойти только после достижения скоростью вращения уровня саин, который выбран с запасом по отношению к номинальной скорости оз„, превышающим величину возмущений при качаниях.
Предмет изобретения
Способ защиты турбомашины путем закрытия стопорных клапанов при достижении сигналами скорости и ускорения ротора уровня настройки релейного элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и исключения ложного закрытия клапанов при качаниях в энергосистеме, выбирают уровень настройки по скорости минимально возможным при ускорениях, равных или больших значения ускорения после полного сброса нагрузки, а по мере уменьшения ускорения ни10 же этого значения увеличивают уровень настройки по скорости.

