Способ определения частотных характеристик регулятора числа оборотов турбореактивного
ВС ОЮЗН1Л,Я
П 4;,-:т g : „.;, -и;-.-даю
""- - т--4Й
364856
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Вале Саевтаииа
Сациалистическил реслублин
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 05.IV.1971 (¹ 1641765,. 24-6) с присоединением заявки ¹
Приоритет
М. Кл. Ст Olm 13/00
F 02с 9/00
Комитет ас делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.438.226.3 (088.8) Опубликовано 28.Х11.1972. Бюллетень ¹ 5 за 1973
Дата опубликования описания 16.П.1973
Авторы изобретения
В. И. Рудыко и А, Т. Яковлев
Заявитель
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
РЕГУЛЯТОРА ЧИСЛА ОБОРОТОВ ТУРБОРЕАКТИВНОГО
ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к области стендовых испытанпй турбореактивного двигателя и, в частности, к способам определения частотных характеристик регулятора числа оборотов.
Известны способы определения частотных характеристик регулятора числа оборотов турбореактивного двигателя путем перепуска части топлива, подаваемого регулятором в двигатель, по периодическому закону на слив и записи числа оборотов и расхода топлива, дозируемого регулятором.
Предлагаемый способ определения частотных характеритик отличается от известных тем, что в двигатель дополнительно подают топливо параллельно регулятору для настройки последнего на заданный коэффициент усиления.
На чертеже дана схема реализации предложенного способа.
Схема состоит из бака 1, регулятора 2, двигателя 8, пульсатора 4, крана 5, датчиков б, 7, 8, насоса 9 и крана 10.
По известному способу топливо из бака 1 подается в регулятор 2, который управляет двигателем 8. Магистраль между регулятором и двигателем соединяется через пульсатор 4 и кран 5 со сливом.
Когда кран 5 закрыт, все топливо, подаваемое в регулятор, идет в двигатель; при этом регулятор автоматически дозирует топливо так, чтобы поддерживать заданное число оборотов. Открытие крана 5 сопровождается отбором части топлива, идущего в двигатель.
Число оборотов падает, а регулятор увеличивает расход топлива. Пульсатор 4,периодически открывает и закрывает сечение в сливной магистрали, что вызывает периодическое изменение слива топлива, и в системе возникают вынужденные колебания.
Характеристики пульсатора подбираются так, чтобы колебания носили синусоидальный характер. С помощью датчиков расхода б и
7 и числа оборотов 8 или других исследуемых
15 параметров осциллографируют изменения колебаний и ло полученным материалам строят частотные характеристики регулятора и двигателя.
По известному способу для снятия харак20 теристик регулятора требуется включить пульсатор и открыть кран 5 отбора топлива на слив.
Для поддержания настроенного режима по числу оборотов регулятор перестраивается, 25 компенсируя расход топлива, перепускаемый на слив. При этом коэффициент усиления регулятора изменяется в зависимости от величины среднего значения расхода топлива, перепускаемого на слив, и от нелинейности
30 характеристики регулирующего органа. По364856
Предмет изобретения
Составитель 3. Клыгуль
Техред А. Камышникова
Корректоры: E. Михеева и Л. Новожилова
Редактор И. Квачадзе
Заказ 262/4 Изд. № 82 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4i5
Типография, пр. Сапунова, 2 этому найти истинный (соответствующий исследуемому режиму) коэффициент усиления регулятора из характеристик, полученных известным способом, не представляется возможным.
Особенностью предлагаемого способа является то, что дополнительно подпитывают двигатель топливом параллельно регулятору.
По предлагаемому способу насос 9 обеспечивает через .кран 10 подкачку топлива в двигатель по дополнительной магистрали, включенной параллельно дозирующему органу регулятора. При этом регулировкой крана 10 компенсируют расход топлива, перепускаемый на слив через кран 5 и пульсатор 4. Регулятору 2 для поддержания режима не требуется перестраиваться, и его коэффициент усиления остается неизменным. При необходимости регулировкой крана 10 устанавливают коэффициент усиления, соответствующий любому режиму в диапазоне внешних условий.
По экспериментальным частотным характеристикам, полученным таким образом, определяют постоянные времени и коэффициент усиления регулятора на исследуемых режимах.
По включении пульсатора 4 и открытии крана 5 по предлагаемому способу необходимо лишь краном 10 скомпенсировать расход топлива на слив и произвести запись интересующих параметров регуляторов, Способ определения частотных характеристик регулятора числа оборотов турбореактивного двигателя путем перепуока части топлива, подаваемого регулятором в двигатель, по периодическому закону на слив и записи числа оборотов и расхода топлива, дозиру.емого регулятором, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и увеличения диапазона определения характеристик, в двигатель дополнительно подают топливо параллельно регулятору для настройки последнего на заданный коэффициент усиления.

