Валопровод судна с регулируемым погружением
f!
О П И САН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
36l929
Союз Советова
Социалистичесюа
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
М. Кл. В 63h 23!24
Заявлено 15.1,1970 (№ 1398184/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Комитет ло делам иаобрвтений и открытий ори Совете Министров
СССР
Опубликовано 1З.Х11.1972. Бюллетень № 2 за 1973 г.
Дата опубликования описания 29.1.1973
УДК 629.12.002.72.037 (088.8) Авторы изобретения
Ю. В. Леухин, В. Г. Преображенский и С. С. Царев
Заявитель
ВАЛОПРОВОД СУДНА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПОГРУЖЕНИЕМ
ГРЕБНОГО ВИНТА
Изобретение относится к судостроению, в частности к валопроводам судов с регулируемым погружением гребного винта.
Известные валопроводы судов с регулируемым погружением гребного винта, у которых гребной вал соединен с валом двигателя при помощи шарнира (например, карданной передачи) недостаточно работоспособны. Кроме того, корпус судна испытывает повышенную вибрацию.
В предлагаемом валопроводе судна шарнир соединения гребного вала с валом двигателя выполнен в виде двойной крестовины с ведущим и ведомым валами, а упорные шарикоподшипники насажены на ведомый вал шарнира и вмонтированы в корпус, имеющий кронштейн, который шарнирно — при помощи промежуточного кольца с двумя парами цапф подвешен к корпусу судна, а опора ведущего вала шарнира выполнена в виде сальника, эластично закрепленного к переборке судна, а сам вал соединен непосредственно с валом двигателя, который закреплен на фундаменте при помощи амортизаторов.
Такая конструкция позволяет улучшить работоспособность валопровода, а также уменьшить вибрации корпуса судна.
На фиг. 1 представлен предлагаемый валопровод, общий вид; на фиг. 2 — разрез шарнира соединения гребного вала с валом двигателя; на фиг. 3 — вид по стрелке А на фиг. 2.
Валопровод судна состоит из гребного вала
1 с гребным винтом 2 на его конце, проходя5 щим через выносной кронштейн 3, шарнира 4 соединения гребного вала с валом двигателя, корпуса 5 упорных шарикоподшипников и сальника б, эластично прикрепленного к переборке судна, а такжс двигателя 7, закреплен10 ного на фундаменте при помощи амортизаторов 8.
Шарнир соединения гребного вала с валом двигателя состоит из двойной крестовины 9, ведущего вала 10, и ведомого вала 11, связан15 ного с вилкой 12 шлицевым соединением. Для соединения с гребным валом на свободном конце ведомого вала 11 насажена муфта 13.
Муфта 14, насаженная на свободном конце ведущего вала 10, предназначена для подсое20 динения к валу двигателя 7.
Упорные шарикоподшипники 15 своими внутрешгими обоймами насажены на ведомый
BBJI 11 H заключены B корпус 1б с кронштейном 17, имеющим гнезда, в которые входят
25 внутренние цапфы 18 промежуточного кольца
19. Кольцо имеет пару наружных цапф 20, посаженных в гнезда корпуса судна. Опорой ведущего вала 10 служит сальник 21, имеющий эластичное крепление 22 к переборке судна.
30 Для предотвращения попадания забортной во,361929
Фиг.1 ды в упорный подшипник и в корпус судна в корпусе подшипника 16 и сальнике 21 заложено уплотнение 28. Для смазки шарикоподшипников корпус 16 имеет масляную ванну 24 и масляный холодильник 25. Крестовина 9 снабжена игольчатыми подшипниками 26 и уплотненияя м и 27.
Валопровод работает следующим образом:
Крутящий момент, развиваемый двигателем
7, передается по кинематической цепи: вал двигателя, ведущий вал шарнира, крестовина, ведомый вал шарнира, гребной вал-гребной винт. Упор гребного винта воспринимается упорными шарикоподшипниками 15 и через корпус 16 и промежуточное кольцо 19 передается корпусу судна. При этом благодаря наличию двух пар цапф на кольце 19 валопровод разгружается от дополнительных усилий, возникающих в нем при изломе валовой линии в горизонтальной плоскости, которая неизбежна при повороте руля. Таким образом, обеспечивается лучшая работоспособность валопровода, а вибрации, возникающие в валопрово4 де, поглощаются эластичным соединением 21 сальника 2З.
Предмет изобретения
1. Валопровод судна с регулируемым погружением гребного винта, включающий гребной вал, вал двигателя, шарнир соединения гребного вала с валом двигателя и упорные
10 шарикоподшипники, отличающийся тем, что, с целью улучшения работоспособности, указанный шарнир выполнен в виде двойной крестовины с ведущим и ведомым валами, а упорные шарикоподшипники насажены на ведомый вал
15 шарнира и вмонтированы в корпус, имеющий кронштейн, который шарнирно — при помощи промежуточного кольца с двумя парами цапф подвешен к корпусу судна.
2. Валопровод по п. 1, отличающийся тем, 20 что, с целью уменьшения вибрации корпуса судна, опора ведущего вала шарнира выполнена в виде сальника, эластично закрепленного к переборке судна, а сам вал соединен непосредственно с валом двигателя.
361929
Фиг. 2
;фут".
Составитель Л. Кепке
Корректор Е. Усова
1зсдакзор Л. Василькова
Текред Т. Миронова
:Заказ 67, 9 Изд. ¹ 1065 Тирагк 403 Подписное
1ЦЫ1ИПИ Комитета ло делам изобретений и открытий при Свисте Министров (ССР
Москва, Ж-35, Раун|ская лаб., д. 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2