Библиотек.аа. д. власов
О п И С А Н И Е 349827
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советских
Социалистических
Респтблик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 04.1.1971 (¹ 1610077/25-27) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 04.1Х 1972. Бюллетень ¹ 26
Дата опубликования описания 11.IX.I972
М. Кл. F 16d 43 20
Комитет по делам каооротеиий и открытий ори Совете Министров
СССР
УДК 621.825.5 (088.8) МИЙ106-T Xæ", .:= ИВ
ЬИБЛИОТЕНА
Автор изобретения
А. Д. Власов
Заявитель Кременчугский автомобильный завод им. 50-летия Советской Украины
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и применяется в силовых приводах, например в приводах автомобильных лебедок.
Известны предохранительные муфты, состоящие из ведущей и ведомой полумуфт, выключающего устройства и торсионного стержня, соединяющего ведущую полумуфту с силовым приводом, который при достижении определенной величины закрутки приводит в действие выключающее устройство.
Основным недостатком муфт этого типа является то, что они не обеспечивают передачу крутящего момента при разном направлении вращения силового привода.
В предложенной муфте выключающее устройство выполнено в виде стакана, установленного на кожухе торсионного стержня и поворотных шпонок с лысками, которые установлены в ведущей полумуфте и входят в пазы ведомой полумуфты, причем поворотные шпонки снабжены рычагами, которые входят в предусмотренные в стакане отверстия.
Такая конструкция муфты обеспечивает передачу крутящего момента в разных направлениях.
На чертеже изображена предохранительная муфта.
Предохранительная муфта состоит из ведущей и ведомой полумуфт и выключающего устройства.
Ведущая полумуфта представляет собой втулку 1, на которой неподвижно закреплена деталь 2.
В средней части втулки 1 находится опор5 ный буртик, имеющий диаметрально расположенные отверстия, причем продолжением этих отверстий на образующей втулке 1 являются полуцилиндрические пазы. На одном конце втулки 1 крепится деталь 2, которая также
10 имеет опорный буртик с отверстиями, соосными отверстиям втулки 1.
Втулка 1 имеет квадратное отверстие, в которой с одной стороны вставлены деталь 2, а с другой — торсионный стержень 8.
1s Другой конец втулки 1 свободно вставлен в кожух 4 и имеет овальное отверстие, которое обеспечивает их взаимное проворачивание и удерживает втулку 1 от осевого перемещения с помощью фиксатора 5.
20 Ведомая полумуфта представляет собой обойму б, в которую с обеих сторон плотно вставлены втулки 7. В средней своей части обойма б имеет полуцилиндрические пазы, соответствующие пазам ведомой полумуфты. В
25 обойму б свободно вставлена ведущая полумуфта, которая может проворачиваться во втулках 7 в то время, когда ведущая и ведомая полумуфты разъединены.
К обойме б неподвижно крепится вилка 8
ЗО карданной передачи.
349827
Выключающее устройство выполнено в виде поворотных шпонок 9. Они установлены в ведущей полумуфте и имеют рычаги 10, взаимодействующие со стаканом 11, причем стакан 11 неподвижно закреплен на кожухе 4 торсионного стержня 8.
Шпанки 9 свободно вставлены в отверстия втулки 1 и детали 2 и на одном конце имеют неподвижно закрепленные или выполненные как одно целое рычаги 10. При этом одна шпанка предназначена для передачи крутящего момента при левом вращении силового привода, другая — при правом.
В средней части шпонок 9 имеются лыски с закруглениями, при помощи которых шпонки выходят из зацепления при срабатывании выключающего устройства.
На другом конце шпо ок 9 закреплены рычаги 12,.которые для ооеспечения синхронности поворота шпонок соединяют их между собой, причем полюс зацепления этих рычагов располо>кен на.-продольней оси муфты. Кожух
4 торсионного стержня 8" одним концом соединен с валом 18 силового привода, на другом конце кожуха 4 неподвижно закреплена шайба 14 со стаканом 11.
Стакан 11 имеет диаметрально расположенные овальные отверстия, в которые входят рычаги 10 шпонок 9, причем рычаги 10 соприкасаются с кромками отверстий стакана 11.
Торсионный стержень 8 имеет квадратные наконечники, один из которых связан с втулкой 1, а другой — с валом 18 силового привода.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Крутящий момент от вала 18 силового привода передается на торсионный стержень 8 и далее через втулку 1 и одну из шпонок 9 на ведомую обойму б. В этом случае конец кожуха 4 со стаканом 11 начинает опережать вращение втулки 1 на величину закрутки тор5 сионного стержня 8 и кромкой отверстия стакана 11 поворачивает один из рычагов 10 (в зависимости от направления вращения) вместе са шпанкой 9 до тех пор, пока лыска шпанки не окажется заподлицо с цилипдриче10 ской поверхностью втулки 1.
Другой рычаг 10 вместе со шпанкой через рычаги 12 поворачивается в овальном огвер стии стакана 11 в противоположном направ лении, обеспечивая синхронность поворота
Для дальнейшей передачи крутящего момента необходимо остановить силовой привод и, поворачивая ведущую часть муфты на>катием до упора на один из рычагов 10, ввести
20 шпанки 9 в зацепление с пазами ведомой обоймы 6.
Предмет изобретения
25 Предохранительная муфта силового привода, содержащая концентрично установленные ведущую и ведомую полумуфты, связанные торсионным стержнем, установленным в «ожухе, и выключающее устройство, отличаюи а30 яся тем, что, с целью обеспечения возможности передачи крутящего момента в разных направлениях, выключающее устройство выполнено в виде установленного на кожухе торсионного стержня стакана и поворотных шпо35 нок, смонтированных в ведущей полумуфте, входящих в пазы ведомой полумуфты и снабженных рычагами, размещенными в предусмотренных в стакане отверстиях.,349827
Составитель И. Злотник
Редактор В. Зивтынь Техред Л. Богданова Корректор E. Исакова
Заказ 2892/10 Изд. № 1246 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


