Способ контроля плоскостности опорного основания механизмовsci-^coiosha?; i|1|л isrtijfu- iirliirj'ic^lii- ljisishg,nik)t.ek.'\ i
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
34О575
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
М. Кл. В6ЗЬ 9, 00
G 0! b Зт 00
Заявлено 26.Х.19?О (№ 1487001,27-11) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 05.Ч1. 1972. Бюллетень ¹ 18
Дата опубликования описания 27.Х1.1972.
Комитет по делам изобретений и открытий ори Совете Ми1 иотров сссе
УД К 629.12.011.82 (088.8) Авторы изобретения
Р. В. Волков, P. Н. Иванов, Ю. Н. Иванов, Л. Д. Капацытт, В. А. Лодыгин, В. H. Шапошников и П. И. Черно
Заявитель
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПЛОСКОСТНОСТИ
ОПОРНОГО ОСНОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ
Изобретение относится к механо-монтажным работам.
Известны способы ко нтроля плоскостности опорного основан ия ме например, при их монтаже >на судовых фундаментах, за- 5 ключающиеся в проверке прямоли ней>ности опорной поверхности с помощью линейки.
Целью изобретения является повышение точности и упрощен|ие технологии контроля.
Для этого на проверяемой поверхности вы- 10 би рают четыре точки, лежащие в вершинах углов условного четырехугольника иа поверхности механизма, и устанавливают вспомогательную контрольную площадку (пятую точку), лежащую на линии пересечения плос>кос- 15
-l eH, проходящих через диагонали четырехугольника, а затем последовательно, усгапавливая линейку по диагонали четырехугол "HHка, определяют величину неплоскосгности опорного основания механизма по разнице 2О расстояний между линейкой и вспомогательной ко>нтрольной площадкой.
На фиг. 1 изображена схема контроля об цей неплоскостности опорной поверхности механ>изма по предлагаемому способу; на фиг. 2 25 — то же, .в ид ав ерху.
На опорной поверхности 1 механизма, состоящей, например, из четырех узких полос, замкнутых в прямоугольник. выбирают четыре точки и вспомогательную контрольную площадку 2, выбираемую на механизме над точ>оой пересечения диагоналей опорн ой поверхности. Для контроля общей неплоскост1ност и опорной поверхности механизма применяют линейку 3, выполненную из стали или алюминиевого сплава. Линейка огибает проворяемый механизм сн>изу HJIH сверху в зависимости от его габаритов. Л>и|нейка выполняется с одн м и>ли двумя отжимными болтами B зависимосги от ее размеров и конструкции механизма.
Пр и работе используют п>нди,кагоры 4 для замера изменения зазора между линейкой 3 и опорной поверхностью 1 механизма, а таже индикатор 5 для фиксирования расстояния между вспомогательной площадкой 2 >и линейкой при контроле общей не>плоскостности опорной поверхности механизма.
Вместо индикаторов 4 и 5 могут быть:цыменены другие средства контроля зазоров, например штихмасс, штангенц>иркуль илп> щуи.
Кроме этого, при работе используют таки.е обыкновенную проверочную линейку для контроля прямолинейности и плоскостности каждого участка опорной поверхности механизма обычным способом.
Линейку 8 устанавливают на две противоположные полосы фундамента, на пример, в положение 1. Середина линейки должна располагаться над (под) вспомогательной контрольной площадкой 2. Отжимными бо: тами поло340575
Фиъ.2
11одписвое
1!1-!!11!П11 Заказ 2290-72 11::д. М 7чо I яра:к 448
1(оломооокая типограф, Моо. оол жение линейками регули ругот так, чтобы был возможен контроль взаимного положения ли1нейки 8, опорной поверхности 1 и вспомогательной контрольной площадки 2. После этого с помощью индикатора или непосредственным, измерением определяют заворы между ли нейкой, поверхностью 1 и площадкой 2. Затем линейку переставляют в положение 11. При этом положение линейки регулируют так, чтобы зазоры, между нею н поверхностью 1 были такими же, как и в положен и!и I, и определяют зазор между линейкой и контрольной площадкой 2.
Разница зазоров между линейкой и площадкой 2 при нахождении ли нейки в положении I и н положении II представляет собой половину велич и1ны овклонения одного из участков А поверхности, на который опирается конец лиБейки, от общей плоскости, в которой находятся трои остальных участка.
Прямолинейность каждой полосы поверхности, а также плоскостность каждой из них проверяют с помощью поверочной ли!нейки б и щупа обычным способом с контролем относительно участков Л. Участки Л могут быть выбраны произвольно по длине полос, но они должны быть расположены по углам услов-! ного прямо угольника или равнобедренной тр апеци,и.
Пр едм ет изобретения
Способ контроля плоскостности опорного ооновавия механизмов, например, при их монтаже.на судовых фундаментах, заключающийся в проверке прямолинейности опорной по верхности с помощью л и нейки, от.гичаюигийся тем, что, с целью повышения точности и упрощения технологии контроля, на проверяемой поверх ности .выбирают четыре точки, лежа15 щие в вершинах углов условного четырехугольника на поверхности механизма, и устанавливают вспомогательную контрольную площадку (пятую точку), лежащую на линии пересечения плоакостей, проходящих через ди2р а гонали четырехугольника, а затем последователыио, устанавливая линейку по диа,гонали четырехугольника, определяют величину неплоскостяости опорного основания механизма по разнице расстояний между линейкой и вспомогательной контрольнои площадкой.

