Патент ссср 337699
337699
ОПИ САНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Ресоублик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 22ЛХ.1970 (¹ 1478337/29-33) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 05.V.1972. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 28.VI.1972
М, Кл. G Oln 19/02
Комитет оо делам изобретений и открытий ори Совете министров
СССР
УДК 620.1.05:620.178. .! 62.4 (088.8) Автор изобретения
Заявитель
ЮЗНАЯ
Ю, Я. Лобанов
Научно-исследовательский сектор института «Гидропроект» им. С. Я. Жука
" 1 т т т к т т T re т- ь,.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЗФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ
СКОЛ ЪЖЕН ИЯ РАЗЛ И Ч Н bIX МАТЕР ИАЛО В
/c ° g siI12 + (а;); ск//—
g cos ; (а„);
Изобретение относится к способам определения коэффициентов трения скольжения различных материалов, например бетонов, при неустановившихся режимах движения, Исследования коэффициентов трения скольжения при неустановившихся режимах движения является особенно актуальными в связи с расчетами устойчивости гидротехнических сооружений, испытывающих воздействие сейсмических и импульсных нагрузок.
Известны способы определения коэффициента трения скольжения различных материалов, например бетонов, путем перемещения подвижного образца по наклонной плоской поверхности неподвижного контртела.
Перемещения гидротехнических сооружений, возникающие при воздействиях сейсмических или импульсных нагрузок, обычно имеют неустановившийся характер, причем скорости и ускорения изменяются в широком диапазоне.
Поэтому при расчетах устойчивости гидротехнических сооружений, испытывающих такие воздействия, применение нормативных величин коэффициентов трения скольжения, полученных с использованием существующих способов их определения, имеет условный характер.
Предположение о постоянстве величины коэффициента трения не зависимо от скорости скольжения, является недостатком существующих способов определения коэффициентов трения скольжения.
Цель изобретения — проведение испытаний при неустановившихся режимах движения.
Достигается это тем, что подвижному образцу сообщают ударный импульс, приводящий его в движение. В процессе последнего непрерывно регистрируют величины скоростей и компоненты полного вектора ускорений об10 разца, а затем определяют коэффициент трения скольжения по формуле:
15 где (f<<:;); — коэффициент трения скольжения в т -й момент времени; а — угол наклона плоскости скольжения по отношению к горизонтальной плоскости; (а,); — тангенциальная составляющая уско|рения образца в т -й момент времени; (а„) -; — нормальная составляющая уско25 рения образца в i-й момент времени;
g — ускорение силы тяжести.
В процессе движения непрерывную регистрацию величин скоростей и компонентов пол30 ного вектора ускорений образца проводят с
337699
Предмет изобретения
Способ определения коэффициента трения скольжения различных материалов, например бетона, путем перемещения образца по наклонной плоской поверхности неподвижнопо контртела, отличающийся тем, что, с целью проведения испытаний при неустановив шихся режимах движения, образец приводят в дви- 20
Составитель Ю. Маравии
Техред Е. Борисова
Корректоры: E. Ласточкина и В. Петрова
Редактор С. Ежкова
Заказ 2200 6 Изд. ¹ 664 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр, Сапунова, 2 помощью датчиков перемещений и ускорений, например, с помощью датчиков виброизмерительной аппаратуры ВИ6-5МА.
В результате каждого испытания получают взаимозависимые величины коэффициентов трения скольжения, скорости и тангенциального ускорения образца, что позволяет получить эмпирическую зависимость коэ ффициента трения скольжения от скорости и ускорения. жение с помощью ударного импульса; в процессе движения непрерывно регистрируют величины скоростей и компоненты полного вектора ускорений образца, а затем определяют
5 коэффициент трения скольжения по формуле: у ваших + (а,);
g созм + (аа); где фв); — коэффициент трения скольжения
10 в I-й момент времени; а — угол наклона плоскости скольжения по отношению к горизонтальной плоскости; (а,); — тангенциальная составляющая ускорения образца в i-й момент времени; (аи); — нормальная составляющая ускорения образ ца в -й момент времени;
g — ускорение силы тяжести.

