Устройство для автоматического вождения дождевальных и поливных агрегатоввсессюгная пдтейт110-теу1ш'{101?^
327891
О П И СА Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 08.YI 1966 (№ 1081319/30-15) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 02.II.1972. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 22.III.1972
М. Кл. A 01Ь 69/04
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
; ДК 631.372:656.052.4-52 (088.8) Лвторы пзооретения
В. Ф. Кандрачук, И. Н. Хе, Н. Ю. Креккер и H. П. Боровенский
Казахский научно-исследовательский институт водного хозяйства
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТО1у1АТИЧЕСКОГО ВО)КДЕНИ
ДОЖДЕВАЛЬНЫХ И ПОЛИВНЫХ АГРЕГАТОВ
Изобретение относится к области сельского хозяйства, а именно к области механизаци.i и автоматизации оросительных систем, и может быть использовано на существующих дождевальных мобильных агрегатах, например, типа ДДЛ-100М для их автоматического вождения вдоль оросительного канала.
Известны устройства для автома-,ического вождения тракторных агрегатов вдоль опорной траектории, например, специально наре- 10 заемой борозды, в которых в качестве датчиков траектории применяются механические щупы с колесами или полозками.
Особенностью работы дождевальных агре- 15 гатов типа ДДЛ-IООМ является их прямолинейное возвратно-поступательное движение вдоль оросительного канала с небольшой скоростью и одновременное осуществление искусственного дождевания. 20
Прямолинейный оросительный канал можно использовать для опорной траектории движения, что позволяет не нарезать специальную опорную борозду.
Однако известные устройства в этих усло- 25 виях неприменимы, так как колеса или полозки застревают в стенках и дне каналов, нарезаемых в грунте, что приводит к их поломке и не обеспечивает надежности автоматического вождения. 30
Цель изобретения — увеличение точности и надежности вождения агрегата вдоль кромки оросительного канала с использованием ее в качестве направляющей вождения.
Это достигается тем, что следящие элементы выполнены в виде сферических полых поплавков, постоянно поджатых пружинами к боковой стенке оросителя, имеющих вертикальную ось вращения ii кинематически связанных посредством двуплечих рычагов, шарнирно закрепленных на кронштейнах рамы трактора с соединительной планкой, установленной на переключателе хода штока золотника гидрораспределителя и связанной шарнирно со штоком, конец которого входит в корпус переключателя и имеет бурт, подпружипе|иый с обеих сторон между торцами корпуса
11а фиг. 1 схематически изображено устройство для автоматического вождения дождевальных агрегатов вдоль оросителя, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид сбоку.
Устройство включает два следящих поплавковых элемента 1 с осью вращения 2 в вертикальной плоскости. Оси датчиков поводками 3 параллельного механизма соединены с внешним плечом двуплсчих рь чагов 4, шарнирно установленных па кронштейнах б рамы б трактора дождевальпого агрегата. Внутренние пле и рычагов 4 пальпами 7 входят в па327891
65 зы соединительной планки 8, которая посередине шарнира 9 соединена с переключателем
10 золотника 11.
Высгупающий конец штока золотника 11 гидрораспределителя 12, выполненный в виде усилителя с отрицательным перекрытием выходных отверстий, имеет бурт, который с обеих сторон поджат пружинами 18, установленными в корпусе переключателя 10. Поплавковые датчики постоянно прижаты к борту 14 оросителя !5 пружинами 16, соединенными с кронштейнами 5 и внешними плечами рычагов 4.
Золотннковый распределитель установлен на кронштейне 17 рамы трактора агрегата и соединен трубопроводами 18 и 19 соответственно с напорной и сливной магистралями гидросистемы трактора и трубопроводами 20 и 21 с исполнительными силовыми цилиндрами 22 и 28 одностороннего действия управления бортовыми фрикциопами трактора.
Штоки гидроцилиндров 22 и 28 соединены с рычагом 24 включения бортовых фрикционов, которые при помощи тяг 25 соединены с рычагами 26 ручного управления бортовыми фрикционами. Рычаги 26 посредством тросовой тяги 27 соединены с педалями 28 тормозов трактора.
Прн движении агрегата строго вдоль стенки оросителя на заданном расстоянии от него устройство находится в равновесии и не воздействует на механизм управления поворотом трактора дождевального агрегата. При отклонении трактора от стенки оросителя изменяется угол между продольной осью трактора и линией, соединяющей оси вращения поплавков 1. Это угловое отклонение пропорционально преобразуется в линейное перемещение золотника 11, связанного с внутренними плечами рычагов 4 посредством соединительной планки 8 и переключателя 10. Золотник, перемещаясь, открывает доступ маслу из нагнетательного трубопровода 18 и трубопровода 20 или 21 в силовой цилиндр 22 или 28, шток которого воздействует на соответствующий рычаг 24 включения бортовых фрикционов, Перемещение рычага 24 передается через тягу 25 на рычаг 26 ручного управления и через него и тросовую тягу 27 — на педаль тормоза 28. В результате трактор поворачивается к заданной траектории движения трактора и осью оросителя исчезает, т, е. золотник
11 перемещается в нейтральное положени, соединяя трубопровод 20 или 21 силового цилиндра со сливным трубопроводом 19. Под действием пружин бортовых фрикционов рычаг 24 возвращает поршни цилиндра 22 или
28 в исходное положение, выдавливая масло по трубопроводу 20 или 21 в сливной трубопровод 19. Рычаг 26 и педаль 28 тормоза при этом также возвращаются в исходное положение.
Тросовая тяга 27 устанавливается так, чтобы в исходном положении она была ненатяпутой и натяжение ее и перемещение педали 28
45 тормоза производилось оы при достаточном перемещении рычага 26, соответствующем, примерно,,полному выключению бортовых фрикционов.
Устройство сохраняет дублирование ручного. и автоматического управления поворотом
Ручное управление поворотом необходимо при выезде агрегата с оросителя. Управление агрегатом при этом обычное.
Установка пружин 18 в переключателе 10 необходима для предотвращения поломок в кинематической цепи поплавок 1 — — золотниковый распределитель 12, которые могут произойти при повышенном отклонении траектории движения агрегата от оси оросителя, что может быть вызвано недостаточной скоростью поворота агрегата после получения сигнала от llloIIJI3$KQB 1, например, вследствие износа фрикционных накладок тормозной ленты и дисков фрикционов или недостаточного сцепления агрегата с почвой.
Устройство реагирует «а знак и величину отклонения агрегата от заданной траектории, плавно передает сигнал рассогласования на золотник, имеет высокую скорость срабатывания, работает одинаково при движении агрегата в прямом и обратном направлении вдоль оросителя. Изменение уровня воды в оросителе не влияет на работу устройства, так как поплавок 1 может перемещаться по высоте без кинематического воздействия на золотник
11 распределителя 12.
Устройство предназначено для вождения агрегата по прямолинейной траектории, но может работать и при вождении агрегата вдоль криволинейной траектории, для чего радиус кривизны траектории движения должен превышать расстояние между осями поплавковых элементов.
Устройство допускает первоначальную наст,ройку системы автоматического вождения агрегата. В зависимости от требуемого расстояния между трассой движения агрегата и стенкой оросителя место установки шарнира двуплечих рычагов 4 с крон штейнами 5 может быть перенесено вдоль кронштейнов.
Предмет изобретения
1. Устройство для автоматического вождения дождевальных и поливных агрегатов, содержащее следящие элементы копирующего типа, золотниковый гидрораспределитель с переключателем хода штока и гидравлический силовой исполнительный механизм, отличак цееся тем, что, " целью увеличения точности и надежности вождения агрегата вдоль кромки оросительного канала с использованием ее в качестве направляющей вождения, следящие элементы выполнены в виде сферических полых поплавков, постоянно поджатых при помощи пружин к боковой стенке оросителя, имеющих вертикальную ось вращения и кинематически связанных посредством двуплечих рычагов, шарнирно закрепленных на крон327891
27 (Риг. 2 штейнах рамы трактора, с соединительной планкой, установленной на переключателе хода штока золотника гидрорасиределителя и связанной шарнирно со штоком, конец которого входит в корпус переключателя и имеег бурт, подпружиненный с обеих сторон между торцами корпуса.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что исполнительный механизм выполнен в виде двух силовых гидроцилиндров одностороннего действия, штоки которых соединены с рычагами включения бортовых фрикционов, имеющих связь через жесткие тяги с рычагами ручного управления, соединенными тросо5 вой тягой с педалями тормозов.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью постоянного удержания осей поплавков в вертикальном положении, они поводками параллелограммного механизма сое10 динены с внешним плечом двуплечих рычагов.


