Бесконтактный пневматический способ измерения диаметра нити (провода)
3226II
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 20.VI.1969 (№ 1340641/25-28) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
М. Кл. G 01Ь 13/08
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано ЗО,Х1.1971. Бюллетень № 36
УДК 531.717:53.082.32 (088.8) Дата опубликования описания З.П.1972
Авторы изобретения
Е. П. Пистун и Л. П. Фабри
Львовский ордена Ленина политехнический институт
Заявитель
БЕСКОНТАКТНЫЙ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ
ДИАМЕТРА НИТИ (ПРОВОДА) Изобретение относится к измерению линейных размеров изделий и может найти применение в химической и легкой промышленности при изготовлении искусственных волокон и в электротехнической промышленности при изготовлении микропровода.
Известен бесконтактный пневматический способ измерения диаметра нити (провода), заключающийся в том, что нить (провод) протягивают через два цилиндрических отверстия и измеряют расход сжатого воздуха через эти отверстия. При этом измеряемая нить (провод) образует с отверстиями два турбулентных дросселя. Изменение диаметра нити (провода) вызывает изменение расхода сжатого воздуха, псдведенного к дросселям под постоянным давлением.
Г1редлагаемый способ отличается тем, что измеряемую нить (провод) протягивают через четыре отверстия, с которыми она (он) образует два щелевых турбулентных и два ламинарных дросселя, соединенные в измерительную схему по принципу пневматического моста.
Расход сжатого воздуха через турбулентный дроссель пропорционален диаметру нити (провода) во второй степени, а через ламинарный — в четвертой, кроме того, дроссели соединены в мостовую схему, поэтому чувствительность измерения по предлагаемому способу выше, чем по известному.
На фпг. 1 представлена схема устройства, осуществляющего предлагаемый способ; на фиг. 2 — схема соединения разнотипных дросселей в измерительный мост.
5 В корпусе 1 выполнены четыре соосных отверстия 2, 3, 4 и 5, через которые при измерении протягивают нить (провод) б, и три камеры 7,*8 и 9. Путем подбора диаметров отверстий, пх длины и давления питания Р„„, 10 добиваются, чтобы режим истечения воздуха через щель, образованную отверстиями 2 и 4 и нитью (проводом), был ламинарным, а через щель, образованную отверстиями 8 и 5 и нитью (проводом) — турбулентным, т. е. что15 бы шггь (провод) образовала с отверстиями лампнарпые 10 и 11 (фиг. 2) и турбулентные
12 и 18 дросселп.
Метдроссельные камеры 7, 8 и 9 разделяют дроссели друг от друга. В камеру 8 пода20 ется сжатый воздух под постоянным давлением Р„„,. Камеры 7 и 9 глухие и. связаны с дифференциальным манометром 14. Давления
Р, и Р2 в камерах 7 и 9 зависят от расхода сжатого воздуха через разнотипные дроссели
25 в атмосферу. При изменении диаметра нити (провода) соответствующим образом изменяется расход через разнотипные щелевые дроссели, что вызывает изменение разности давлений Р1 и Р2 в камерах 7 и 9, определяемое по
30 показаниям дифференциального манометра 14.
322611
Предмет изобретения
Pnsm.
Фцг.1
70 ч ие,.2
Составитель В. Мазина
Техред Л. Куклина
Корректор Е. Миронова
Редактор Л. Народная
Заказ 120/11 Изд. № 1761 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Бесконтактный пневматический способ измерения диаметра нити (провода) путем протягивания ее (его) через цилиндрические отверстия и измерения расхода воздуха через эти отверстия, отличающийя тем, что, с целью повышения чувствительности измерения, пить (провод) протягивают через четыре отверстия, с которыми она (он) образует два ламинарных и два турбулентных щелевых дросселя, соединенные в измерительную схему по принципу пневматического моста,

