Система аварийной защиты пневматического устройства
О ПИСА НИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3! 9752
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М
МПК F 04Ь 49/10
С 12Ь 1/16
Заявлено 29.11.1968 (№ 1222676/24-6) с присоединением заявки Ме
Приоритет
Комитет по делам изобретений и открытий
Опубликовано 02.Х1.1971. Бюллетень К ЗЗ
Дата опубликования описания 12.1.1972
УДК 621.512:615.45 (088.8) прк Совете Министров
СССР
Лвтор изобретения
В. И. Гришин
Заявитель
СИСТЕМА АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО
УСТРОЙСТВА
Изобретение относится к отрасли производства медицинских препаратов методом биосинтеза с продувкой возд ухом, в частности к защите аппаратов для выращивания микроорганизмов, и может найти применение в других отраслях промышленности для аварийной защиты пневматических устройств.
Известна система аварийной защиты пневмоустройства, содержащая размещенные на линиях подвода и отвода воздуха клапаны для отсечки сжатого воздуха и датчик давления, установленный в напорном трубопроводе питающего компрессора, В этой системе по сигналу падения давления прекращается подача сжатого воздуха.
В предложенной системе аварийной защиты пневмоустройства, например аппарата для выращивания микроорганизмов, клапаны соединены импульсными линиями связи с реле тока, установленным в цепи электропитания двигателя компрессора. При отключении электропитания срабатывает реле тока и автоматически включает клапаны для отсечки находящегося в аппарате сжатого воздуха. Такое выполнение системы повышает надежность и быстродействие защиты при отключении компрессора, предохраняет аппарат от проникновения в него посторонней микрофлоры вследствие избыточного давления в аппарате и обеспечивает на время, необходимое для пуска компрессора, нормальный ход технологического процесса.
Возможен вариант выполнения системы, при котором реле тока и исполнительный эле5 мент датчика давления электрически сблокированы для регулирования проходного сечения клапана, размещенного на линии отвода воздуха, при снижении давления в напорном трубопроводе, что обеспечивает уменьшение
10 расхода воздуха и восстановление, нормального давления;
На фиг. 1 изображена структурная схема аппарата с линиями подвода и отвода воздуха; на фиг. 2 — напорный трубопровод с дат15 ; на фиг. 3 — принципиальная схема цепи электропитания с двигателем комттрессора; на фиг. 4 — часть принципиальной электрической схемы компрессорной станции; на фиг. 5 — часть принципиальной электри20 ческой схемы цеховых а ппаратов.
Эти схемы предусматривают установку нескольких компрессоров на станции и большого количества аппаратов, расположенных в цехах.
25 Лппарат 1 соединен с линией 2, служащей для подвода сжатого воздуха, и линией т — для его отвода. На линиях 2 и 8 установлены пневматические исполнительные клапаны 4 и
5 для отсечки сжатого воздуха. На линиях
30 подвода и отвода предусмотрены обводные
319752
З0
3 магистрали 6 и 7 и запорная арматура В с ручным приводом для обеспечения нормальной работы аппарата при ремонте клапанов
4 и 5. Клапаны 4 и 5 выполнены нормально закрытыми. Открытие их производится при помощи клапанов 9 и 10 с соленоидным управлением, установленных соответственно на линиях подвода и отвода (выхлопа).
При включении клапанов 9 и 10 сжатый воздух по линиям 11 и 12 подводится в управляющие полости клапанов 4 и 5 и открывает проходы через линии 2 и 3.
Напорный трубопровод 13 (см. фиг. 2) получает питание от нескольких параллельно работающих компрессоров по патрубкам 14.
В напорном трубопроводе установлен электроконтактный манометр 15, служащий датчиком давления.
Электродвигатель 16 одного из компрессоров (см. фиг. 3) получает питание от сети 17 через шинный разъединитель 18 и масляный выключатель 19. Потребление электрического тока двигателем контролируется при помощи реле тока 20, которое включается, например, через трансформатор тока 21.
На схемах (см. фиг, 4 и 5) показаны параллельно включенные элементы электроуправления, относящиеся к различным двигателям и аппаратам.
В цепь блокировочного реле 22 (см. фиг.4) параллельно друг другу и последовательно с этим реле включены цепи двигателей компрессоров, состоящие из ключей блокировок 28, 24, 25, блок-контактов шинных разъединителей 26, 27, 28, блок-контактов масляных выключателей 29, 80, 81 и контактов реле тока
20, 82, 88. В цепь блокировочного реле 84 последовательно с ключом возврата 85 включены контакты электроконтактного манометра 15. Параллельно контактам блокировочного реле 84 подключены ключи избирания блокировок 85, Зб, 37.
Схемы в цехах (см. фиг. 5) выполнены следующим образом.
Управляющие клапаны 9, 88, 89 включены через контакт реле 22, а клапаны 10, 40, 41— через контакты реле 22 и 84.
Ключи блокировок 28, 24, 25, работающих па сеть компрессоров (см. фиг. 4), ставятся в положение 1 — сблокировано. При нормальной работе компрессоров контакты шинных разъединителей, масляных выключателей и реле тока замкнуты. Реле 22 находится под на пряжением, его контакты в схемах цехов замкнуты. Ключ возврата 35 находится в положении II — включено, давление в сети нормальное, контакты манометра 15 в цепи реле
84 разомкнуты, реле 34 обесточено, его контакты, занятые в схемах цехов, замкнуты.
Ключ избирания блокировок 85 находится в положении 1 — сблокировано, если преду4 сматривается перекрытие клапана 5 при снижении давления в сети. Клапаны 9, 88, 89 и
10, 40, 41 находятся под,напряжением, сжатый воздух по линиям 11 и 12 подается к клапанам 4 и 5, которые открываются. Продувка воздуха через аппараты и процесс биосинтеза идут нормально.
При внезапном отключении компрессора или всех компрессоров, если несколько компрессоров работают на общую сеть, срабатывает реле тока 20, которое разрывает свои контакты в цепи реле 22. Реле 22 обесточивается, его контакты, занятые в схемах цехов, размыкаются, клапаны 9, 38, 89 и 10, 40, 41 обесточиваются, линии 11 и 12 перекрываются, клапаны 4 и 5 закрываются и отсекают находящийся в аппаратах сжатый воздух. Таким образом, предложенная система обеспечивает отсечку сжатого воздуха в аппаратах при отключении двигателя раньше, чем начинает снижаться давление в напорном трубопроводе.
При уменьшении давления в сети, которое может быть вызвано повышенным расходом сжатого воздуха или отключением нескольких, но не всех компрессоров, контакты 15 в цепи реле 84 замыкаются, реле, сработав, самоблокируется и размыкает свои контакты в схемах цехов. В результате клапаны 10, 40, 41 обесточиваются, перекрывают линию 12, клапан 5 закрывается, расход воздуха через аппараты прекращается, давление в трубопроводе 13 поднимается до нормы.
Принципиально возможно как частичное, так и полное перекрытие клапана 5, а также перекрытие линий отвода как у всех, так и у части аппаратов, сблокированных на регулирование давления.
Предмет изобретения
1. Система аварийной защиты пневматического устройства, например аппарата для выращивания микроорганизмов, содержащая размещенные на линиях подвода и отвода воздуха клапаны для отсечки сжатого воздуха и датчик давления, установленный в напорном трубопроводе питающего компрессора, отличающаяся тем, что, с целью повыше. ния быстродействия и надежности защиты при отключении компрессора, клапаны соединены импульсными линиями связи с реле тока, расположенным в цепи электропитания двигателя компрессора, 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения расхода сжатого воздуха при снижении давления в напорном трубопроводе, реле тока и исполнительный элемент датчика давления электрически сблокированы для регулирования проходного сечения клапана, размещенного на линии отвода воздуха.
319752
Редактор T. Загребельная
Заказ 3643!7 Изд. № 1546 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Г. Вайнштейн
Техред T. Ускова
Корректоры: Л, Николаева и Е. Миронова



